Положение о библиотеке 2022 (4) (2)

Управление образования администрации
Каменского района Пензенской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Кобылкино Каменского района

Принято

Утверждаю

Педсоветом МОУ СОШ сКобылкино

Директор школы _______ Дасаева Н.З.

Протокол № 1 от 27.08.2022

Приказ № 123 от 31.08.2022

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
МОУ СОШ с.Кобылкино

2022г.

1.Общие положения.
1.Библиотека является структурным подразделением МОУ СОШ с. Кобылкино,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
2. Цели школьной библиотеки: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптации к деятельности федеральными
законами, указами распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
Федеральным законом об образовании в Российской Федерации от «29» декабря
2012 года N 273-ФЗ жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора
и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
3.Школьная библиотека руководствуется в своей Федеральным законом об
образовании в Российской Федерации от «29» декабря2012 года N 273-2012 года
No 273-фз, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
4. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма. Общедоступности приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяется Положением о школьной библиотеке и
Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором
школы.
6.Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно
информационного обслуживания библиотеки.
7.Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в Соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно - гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее- пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям
,культурным ценностям посредством использования библиотечно информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный
фонд , фонд периодических изданий) ;
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно - информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал,
отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа
обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии
с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с
уставом школы.
Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
5. Управление. Штаты
Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными

законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом школы.
Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического
совета общеобразовательного учреждения.
Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на
основе объемов работ, определенных положением о школьной библиотеке с
использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. No 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом
школы.
В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут
вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы при
Посольстве Российской Федерации в Республике Польша регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно
информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов
в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о
школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.

Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».