МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа с. Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете
Директор школы
Протокол №1
от «28»08.2024 г.
________________________
Дасаева Н.З.
Приказ №123
от «28» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практическое обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 11 класса
с. Кобылкино,2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Практикум по обществознанию» для
учащихся 11классовсоставленанаоснове:
1. ЗаконРФ«ОбобразованиивРФ»(от29.122012г.№273-ФЗ);
2. ПриказМинобрнаукиРФот17.12.2010г.за№1897«Обутверждениии
введениивдействиефедеральногогосударственногообразовательногостандар
таосновногообщегообразования»;
3.Положениеопорядкеразработкииутверждениирабочихпрограммуче
бных предметов в МОУ СОШ с. Кобылкино.
4.План урочной деятельности МОУ СОШ с. Кобылкино на 20242025учебныйгод.
5.КалендарногоучебногографикаМОУСОШ с. Кобылкинона20242025учебный год;
6. Авторской программы «Обществознание» 10-11 класс
(профильныйуровень), авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю.
Лазебникова
(учебноеиздание
«Программы
общеобразовательных
учреждений.
Обществознание.
6-11классы»,
3еиздание.М.:«Просвещение»,2018г.)
7. Кодификатораэлементовсодержанияитребованийкуровнюподгото
вкивыпускниковобщеобразовательныхучрежденийдляпроведенияединого
государственногоэкзаменапообществознанию.
8. Спецификацииконтрольныхизмерительныхматериаловдляпроведен
ияединогогосударственногоэкзаменапообществознанию
Используемыйучебно-методическийкомплект:
Обществознание.10класс:учеб.дляобщеобразоват.организаций:базовы
йуровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.];
подред. Л. Н. Боголюбова[идр.].–М.:Просвещение, 2018;
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовыйуровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и
др.]; под ред.Л. Н.Боголюбова[идр.].–М.:Просвещение,2018
Необходимость разработки данной программы обусловлена
социальнымзапросомсостороныобучающихсявосмыслениистратегиидействи
йприподготовкекединомугосударственномуэкзамену.ЕГЭпообществознани
юотноситсякчислунаиболеевостребованныхизвсех,которыесдаютсяповыбор
у,посколькуутвержденвкачествевступительногоиспытаниявВУЗахпоспециал
ьностямразличнойнаправленности:гуманитарной,социальной,экономическо
й,педагогической, культурной идр.
Курсявляетсяпрактикоориентированным,призванпомочьбудущимвыпускникамовладетьключевым
ипознавательнымииинформационнокоммуникативнымикомпетенциями,средствамиконтрольноизмерительныхматериаловЕГЭпообществознанию.Обучающиесясмогутосм
ыслитьстратегиюсобственныхдействийприоперацияхспонятиями,работесди
аграммамиистатистическойинформацией,текстамиразличноговида,проблем
но-познавательнымизаданиями,достигнутопределеннойсвободыв
выбореинаписанииобществоведческогоэссе.Впрограммекурсауделяетсябольшоев
ниманиепрактическимзанятиям:отработкенавыковвыполнениятестовыхзаданий,с
оставлениюразвёрнутогоплана,посколькунаотработкуданныхуменийврамкахурок
анедостаточно времени.
Анализтипичныхошибокучащихсянаэкзаменезапрошедшиегодыпозволилв
ыделитьключевыепозиции,которыенашлиотражениевданнойпрограмме.
Внутрикаждоготематическогоразделаестьвопросы,традиционновызывающ
иезатрудненияуотносительнобольшогочиславыпускников,игнорирование этого
факта
приводит
кнедочетамиошибкамв
ответах.Рядсодержательныхэлементоввызываеттрудностивсилуразличныхпричи
н:появление нового количества элементов содержания («Экономика»,
«Право»),недостаточноевниманиекрядувопросоввсилукажущейсяочевидностивс
ложившейсятрадиционнойпрактикепреподавания(«Человекиобщество»,
«Познание»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин,
дефицитучебноговремении др.
Типичныеошибкивыпускниковвысвечиваютнетолькоуровеньосвоениязнан
ий,ноистепеньовладениянеобходимымиинтеллектуальнымиумениями,мыслитель
нымиоперациями,способамидеятельности.Так,например,эссе,какформаактуализи
рующаякомпетентностьучащихся,слабоосвоенаврамкахобычногопреподавания.Б
олеецеленаправленнойработы требуюттакжеумения:соотносить
теоретический
материал с жизненными реалиями,
оцениватьсправедливостьсужденийосоциальныхявленияхнаосновеобще
ствоведческихзнаний, раскрывать
на примерахважнейшие
теоретические
положенияобщественныхнаук,оперироватьтерминамиипонятиямивзада
нномконтексте,решатьпроблемно-познавательныезадачи,применяясоциальногуманитарныезнанияидр.
Целькурса:совершенствованиеподготовкиобучающихсяпообществознаниюдлясд
ачипредметавформе ЕГЭ.
Задачикурса:
Повторитьтемы,вызывающиенаибольшиетрудностисодержательногохаракт
ера;
обеспечить
систематизацию,
углубление
и
закрепление
понятийвысокогоуровнятеоретическогообобщения.
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями,
работес диаграммами и статистической информацией, текстами различного
вида,проблемно-познавательнымизаданиями.
Создатьусловиядляовладенияспособамирешенияпознавательныхилог
ических заданийпообществознанию.
Формироватьуменияинавыкипоискаисистематизацииинформации,раб
отысразличнымитипамиисточников.
ФормироватьпозитивноеотношениекпроцедуреЕГЭпообществознаниюипр
едлагаемымврамкахЕГЭзаданиям.
Программапредназначенадляобучающихся11классов,мотивированныхнасд
ачуЕГЭпообществознаниюирассчитанана34часа(1часвнеделю).
Для достижения поставленной цели наиболее целесообразными
являютсяразличныеформызанятий:лекции,практикумы,тренинги.Впрограммепре
дставленооптимальноесоотношение теоретическихипрактическихзанятий.
Ключевыесодержательныепозициикаждойлиниипредполагаетсярассмотрет
ьнаобзорнойлекции,спривлечениемнаглядныхопорныхконспектов,схем,таблиц,п
озволяющихсистематизироватьиповторитьучебныйматериал.Предполагаетсяисп
ользованиемультимедийногооборудования.
Практическиезанятиянаправленынарассмотрениетеоретическогоматериала
с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечениядостаточной
системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.Тренинги
позволят ученику выработать определенный алгоритм действий прирешении
различных
моделей
заданий
и
помогут
объективно
оценитьуровеньсобственныхзнаний.
Программапредусматриваеторганизациюличностноориентированнойработы,учитывающуюпробелывзнанияхиуменияхконкретногос
таршеклассника.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсаурочнойдеятельностиразработанасучетомпрограммывос
питанияМОУСОШ с. Кобылкино.
Согласнопрограммевоспитания,усовременногошкольникадолжнабытьсф
ормированагражданскаяответственностьиправовоесамосознание,духовностьикул
ьтура,инициативность,самостоятельность,способностькуспешной социализации
в
обществе.
Эти
ценности
находят
свое
отражение
всодержаниизанятийповсемтемамкурса,вносящимвкладвгражданское,патриотич
еское, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовоевоспитание,
а также воспитание ценностей научного познания, формированиекультуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализациякурса
способствует
осуществлению
главной
цели
воспитания
–
полноценномуличностномуразвитиюшкольниковисозданиюусловийдляихпозити
внойсоциализации.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностныерезультатыотражаютсформированность:
- патриотическоговоспитания;
- гражданскоговоспитания;
- духовно-нравственноговоспитания;
- эстетическоговоспитания;
- физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблаг
ополучия;
- трудовоговоспитания;
- экологическоговоспитания;
- ценностинаучногопознания.
Требованиякличностнымрезультатамосвоениякурса:
биосоциальнуюсущностьчеловека;
основныеэтапыифакторысоциализацииличности;
местоирольчеловекавсистемеобщественных отношений;
закономерностиразвитияобществакаксложнойсамоорганизующейсясистем
ы;
тенденцииразвитияобществавцеломкаксложнойдинамичнойсистемы,атакж
е важнейшихсоциальныхинститутов;
основныесоциальныеинститутыипроцессы;
необходимость регулирования общественных отношений,
сущностьсоциальныхнорм, механизмыправовогорегулирования;
особенностисоциально-гуманитарногопознания.
Требованиякинтеллектуальным(метапредметным)результатамосвоениякурса
:
характеризоватьснаучныхпозицийосновныесоциальныеобъекты(факты,яв
ления,процессы,институты),ихместоизначениевжизниобществакакцелостн
ойсистемы;
анализировать
актуальную информацию о социальных объектах,
выявляяихобщиечертыиразличия;устанавливатьсоответствиямеждусущест
венными чертами и признаками изученных социальных явлений
иобществоведческимитерминамиипонятиями;
объяснятьвнутренниеивнешниесвязи(причинноследственныеифункциональные)изученныхсоциальныхобъектов(включаяв
заимодействия человека и общества, общества и природы,общества
икультуры,подсистемиструктурныхэлементовсоциальнойсистемы,социаль
ныхкачествчеловека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятиясоциально-экономическихигуманитарныхнаук;
осуществлятьпоисксоциальнойинформации,представленнойвразличныхзн
аковыхсистемах(текст,схема,таблица,диаграмма,аудиовизуальныйряд);изв
лекатьизнеадаптированныхоригинальныхтекстов
(правовых,
научнопопулярных,
публицистическихидр.)знанияпозаданнымтемам;систематизировать,анализ
ироватьиобобщатьнеупорядоченнуюсоциальнуюинформацию;различатьвн
ейфактыимнения,аргументы ивыводы;
сравниватьсоциальные
объекты,выявляяихобщиечертыиразличия;устанавливать
соответствия
между
существенными
чертами
и
признакамисоциальныхявленийиобществоведческимитерминами,понятиям
и;сопоставлятьразличныенаучныеподходы;различатьвсоциальнойинформа
циифактыимнения,аргументыивыводы;
оцениватьдействиясубъектовсоциальнойжизни,включаяличность,группы,о
рганизации,с
точкизрения
социальных
норм,экономическойрациональности;
формулироватьнаосновеприобретенныхобществоведческихзнанийсобстве
нныесуждения иаргументыпоопределеннымпроблемам
подготавливатьаннотацию,рецензию,реферат,творческуюработу;
применятьсоциальноэкономическиеигуманитарныезнаниявпроцессерешения познавательных
задач по актуальным социальным
проблемам.Требованиякпредметнымрезультатамосвоениякурса:
Использоватьприобретенныезнанияиумениядля:
самостоятельногопоискасоциальнойинформации,необходимойдляпринятия
собственных
решений;критическоговосприятияинформации,получаемойвмежличностно
мобщенииимассовойкоммуникации;
оценкиобщественныхизмененийсточкизрениядемократическихигуманисти
ческих ценностей, лежащих в основе Конституции РоссийскойФедерации;
решенияпрактическихпроблем,возникающихвсоциальнойдеятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения
личнойгражданскойпозиции;
предвидениявозможных последствийопределенныхсоциальных действий;
ориентациивсоциальныхигуманитарныхнауках,ихпоследующегоизученияв
учрежденияхсреднегоивысшегопрофессиональногообразования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
моралииправа.
2.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
КУРСАВведение.СтруктураЕГЭпообществознанию(1ч.)
ОсобенностиЕГЭпообществознаниювданномучебномгоду.Организацияиме
тодикаподготовкикЕГЭпообществознанию.Требованияк
ЕГЭ
по
обществознанию.
Знакомство
с
демоверсией
по
обществознаниюФедеральногоинститутапедагогическихизмерений2024.Коди
фикаториспецификация ЕГЭпообществознанию–2024.
Тема1.ЧеловекиОбщество.(10ч.)
Общество.Институтыобщества.Обществосложная,динамичноразвивающаясясистема.Обществоиприрода.Обществоикульт
ура.Сферыжизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человек
в
системесоциальныхсвязей.Индивид,индивидуальность,личность.Социализацияи
ндивида.Социальныеинституты.Социальнаяроль.Социальныйстатусчеловека.
Общественныйпрогресс.Ступениразвития общества.Типологияобществ.
Социальныеизменения.Прогрессирегресс.
Глобальные
проблемы.
Глобальные
проблемы
человечества.
СовременныйэтапНТР.Глобализация.
Мышлениеидеятельность.Понятие,свойстваивидымышления.Умозаключен
ия: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Понятие и характердеятельности.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра,Учение,
Творчество.
Потребностичеловека.Человеккакрезультатбиологическойисоциокультурн
ойэволюции.Сущностьчеловеческогобытия.Потребностииспособности человека.
Степениразвитияспособностей.
Свободаинеобходимость.Свободаиответственностьличности.Свобода
–
осознаннаянеобходимость.Фатализмиволюнтаризм.Ограничителичеловеческойс
вободы:правоимораль.Ответственностьзасделанныйвыбор.
Знание,познание.Многообразиеформчеловеческогознания.Самопознание.Н
аучное
познание.
Социальное
познание.
Наукио
человеке
иобществе.Познаниемира.Формыпознания.Видыиуровнипознания.
Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная.
Проблемапознаваемостимиравфилософии.
Культура, наука, религия. Формы и разновидности культуры.
Искусство,еговиды.Культуранародная,элитарная,массовая.Основныенаправлени
яискусства. СМИ. Особенности современной науки. Роль науки в условиях
НТР.Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали.
Религия,еерольвжизниобщества. Мировыерелигии.
Тема2.Экономика(10ч.)
Экономика:наукаихозяйство.Понятиеэкономики.Рольэкономикивжизни
общества. Потребностииресурсы:проблемавыбора.
Экономическиесистемы.Рольгосударствавэкономике.Типыэкономических
систем:
традиционная,
плановая,
рыночная.
Экономический
рост.Государственное регулирование экономики. Экономическая политика.
Валовойнациональныйпродукт.
Рынок.Законырынка.Многообразиерынков.Спросипредложение.Собственн
остьиеёформы.Национализацияиприватизациясобственности.Конкуренция.
Факторыпроизводства.Факторыпроизводства:земля,труд,капитал,предпри
нимательство.Издержкипроизводства.
Производитель и потребитель на рынке. Рыночные отношения.
Субъектырынка.Предпринимательство.Экономическиактивноенаселение.
Рынок труда и безработица. Занятость и безработица Виды и
причиныбезработицыПоследствиябезработицыГосударственныемерыпоборьбесб
езработицей.
Финансы.Государственныйбюджет.Ценныебумаги.Деньги,ихфункции.
Денежнаямасса. Дефицитипрофицитбюджета.Инфляция.
Мироваяэкономика.Международнаяторговля.Политикагосударстввмировой
экономике:протекционизм,«свободнаяторговля».Глобализацияэкономики.
Тенденцииразвитиямировойэкономики.
Налоги.Налоговаясистема.Налоги,ихвидыифункции.Распределительнаяфу
нкция.Регулирующаяфункция.УровниналогообложениявРФ(федеральные,регион
альныеиместныеналоги).Видыналогов:прямыеи
косвенные.Системыналогообложения:пропорциональная,прогрессивная,регресс
ивная.
Тема3.Социальнаясфераобщества(2ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы
(касты,сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация.
Социальныенормыисоциальнаяответственность.Отклоняющеесяповедениелично
сти.Социальныйконтроль.Социальноегосударство.Социальнаяполитикагосударст
ва. Семья и брак как социальные институты. Психологический климатсемьи.
Социальный
конфликт
и
пути
его
разрешения.
Экстремизм.
Компромисс.Толерантность.Межнациональныеотношения. Национализм.
Тема4.Политическаясфераобщества(6ч.)
Политическаясистема.Государствоиегофункции.Структураполитической
системы; функции политической системы. Признаки, функции иформы
государства.
Формы
государства.
Политическая
идеология.
Гражданскоеобществоиправовоегосударство.Признакиправовогогосударства.
Политическиережимы.Демократия.Понятиеиособенностиполитическогор
ежима.Видыполитическихрежимов(демократическийиантидемократическийрежи
м).Признакитоталитарногорежима.Признакиавторитарногорежима.Признакидем
ократическогорежима.ХарактеристикаполитическогорежимаРФ.Основыконститу
ционногострояРоссийскойФедерации.
Органы государственной власти в РФ. Структура и принципы
построенияполитической власти в РФ. Государственный аппарат. Основные
ветви
власти:законодательная,исполнительная,судебная.Высшиеорганызаконодательно
йвласти:ФедеральноеСобрание,ГосударственнаяДума.Высшиеорганыисполнител
ьной
власти:
правительство,
федеральные
министерства
и
ведомства.Высшиеорганысудебнойвласти:Конституционныйсуд,Верховныйсуд.
ПрезиденткакглавагосударстваиверховныйглавнокомандующийВС.Правоохрани
тельныеорганы.
Политические партии и движения. Политический плюрализм.
Многопартийность.ПартийнаясистемаРФ.
Избирательноеправо.Избирательныесистемы.Выборы,референдум.
Человеквполитическойжизни.
Тема5.Правоваясфера общества(2 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы и
отраслиправа.Основныепонятияинормыгосударственного,административного,гр
ажданского, трудового и уголовного права в РФ. Права человека.
Правовыеосновы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная
защита
правчеловекавусловияхмирногоивоенноговремени.Правоотношенияиправонару
шения.Юридическаяответственность.
Тема6.Практическиезанятия.Выполнениесложных заданий(3 ч.)
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Основные
типызаданий.Спецификазаданийнасравнение,наклассификацию.Заданияна
распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания
насоотнесениепонятийиопределений;наконкретизацию.Решениезадачсвыбором
ответа.
Алгоритм работы с текстом. Характер заданий к тексту документа.
Умениевыделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на
вопрос.Решениепознавательных задач.
Составление сложного плана с примерами. Развернутый ответ по
заданнойтеме. Составление плана.
Структура
письменного
рассуждения.Использование
понятийного
аппаратаитерминологиикурса«Обществознание».Изложениесвоихмыслейисобст
веннойпозиции,умениепривестипримеры.
Итоговоетестирование.
РешениеразличныхвариантовКИМов.
Системаоценивания
Курснеоценивается,предполагаетсякачественнаяустнаяоценкаипроведение
итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭпредыдущих
лет.
Оценивание
должно
быть
полезным,
оно
должно
обеспечиватьинформациейвсехзаинтересованныхлиц,включаяобучающихся,преп
одавателей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным
опросом,тестированием,проверкойкачествавыполненияпрактическихзаданий,
могутбыть
использованы
методы
социологического
исследования:
интервьюирование,анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением
одиннадцатиклассника вреальнойиучебнойситуации.
Формыконтролявовремяизучениякурса:
устныйопрос;
тестирование(обучающееидиагностическое);
творческоезадание;
проблемноезадание;
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого
уровнясложности).
Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в
ходетренировочных, диагностических работ, пробных и репетиционных
экзаменов.Текущийконтрольосуществляетсявходеобучающеготестирования,вып
олненияпрактическихзаданийпотемамвформатеЕГЭ.
3.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Наименованиетемкурса
Кол-вочасов
Введение.СтруктураЕГЭпо
1
обществознанию.
Тема1.ЧеловекиОбщество-10ч.
Общество.Институтыобщества.
1
Общественныйпрогресс.
1
Глобальныепроблемы.
1
Мышлениеидеятельность.
1
Потребностичеловека
1
Свободаинеобходимость
1
Знание,познание.
1
Истинаиеёкритерии.
1
Культура,наука,религия.
1
Практическоезанятиепотеме«Челов
1
ек
иобщество»
Тема2.Экономика–10ч.
Экономикакакнаука.
1
Экономическиесистемы.Роль
1
государствавэкономике.
Рынок.Законырынка.
1
Факторыпроизводства
1
Производительипотребительнарын
1
ке.
Рыноктрудаибезработица
1
Финансы.Государственныйбюджет
1
.
Мироваяэкономика
1
Налоги.Налоговаясистема.
1
Практическоезанятиепотеме
1
«Экономика»
Тема3.Социальнаясфераобщества-2ч.
Социальныеотношения
1
Практическоезанятиепотеме
«Социальныеотношения»
Тема4.Политическаясфераобщества-6ч.
Политическаясистема.Государство
и
егофункции.
Политическиережимы.Демократия
1
ОрганыгосударственнойвластивРФ
1
Политическиепартииидвижения.
1
Избирательноеправо.
1
Практическоезанятиепотеме
1
«Политика».
Тема5.Правоваясфераобщества-2ч.
Право
1
Датапроведения
факт
план
31 Практическоезанятиепотеме«Прав
1
о»
Тема6.Практическиезанятия.Выполнениесложныхзадан
ий-3ч.
Основныеправилаоформлениязада
32 ний
второйчастиЕГЭ.
33 Алгоритмработыстекстом.
1
Составлениесложногопланасприме
рами.
Алгоритмработысзаданием№25.
34 Итоговоетестирование.
Итого:
1
3
4
.
Списокучебнойиметодическойлитературы
1. КонституцияРоссийскойФедерации(любоеиздание,неранее2015года);
2. БарановП.А.Обществознание.Новыйполныйсправочникдляподготовк
икЕГЭ.М.:АСТ,2018;
3. Обществознание.10класс:учеб.дляобщеобразоват.организаций:базо
выйуровень /[Л. Н.Боголюбов, Ю.А.Аверьянов,А. В. Белявскийидр.];
подред. Л. Н.Боголюбова[идр.].–М.:Просвещение,2016;
4. Обществознание.11класс:учеб.дляобщеобразоват.организаций:базо
выйуровень/[Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая,Л.Ф.Ивановаидр.];подред.Л.
Н.Боголюбова[идр.].–М.:Просвещение,2017
5. Боголюбов
Л.Н. Право.
10
класс.
Учебник.
Профильный уровень. М.:Просвещение,2016;
6. Боголюбов
Л.Н. Право.
11
класс.
Учебник.
Профильный уровень. М.:Просвещение,2016;
7. КотоваО.А.,ЛисковаТ.Е.Единыйгосударственныйэкзамен.Обществ
ознание.Комплексматериаловдляподготовкиучащихся.М.: Интеллект Центр,2018;
8. ЛазебниковаА.Ю.,КорольковаЕ.С.,РутковскаяЕ.Л.ЕГЭ2019.Общес
твознание.Тематическийтренажёр.М.:Экзамен,2018;
9. БарановП.А.,ШевченкоС.В.ЕГЭ2019.Обществознание.50тренировочныхвариантов экзаменационных работ
для подготовки к единому государственному экзамену.Москва:ACT,2018
10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2019.
Обществознание.
40вариантов.ТиповыетестовыезаданияотразработчиковЕГЭ
М.:Экзамен,2019.
11. Кирьянова-Греф О.А., Лосев С.А. ЕГЭ 2019. Обществознание.
Диагностическиеработы.М.:МЦНМО,2019
12. Капустянский
В.Д.
Конструктор
мини-сочинений
по
обществознанию 2-е изд. —Ростовн/Д:Феникс,2019.
Интернет-ресурсы:
http://www.еgе.edu.ru–порталинформационной
поддержкиЕдиногогосударственногоэкзамена
http://www.mon.ru.gov.ru–
официальныйсайтМинистерстваобразования инаукиРФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических
измеренийhttp://www.school.edu.ru – российский
общеобразовательный порталhttp://www.elibrary.ru/defaultx.asp –
научная электронная библиотекаhttp://www.standart.edu.ru–
государственныеобразовательныестандартывторого
поколения.
.