!1-4 класс родная татарская литература на 2025-2026 (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино

РАССМОТРЕНО
на педсовете
________________________
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Дасаева Н.З.
Приказ №109 от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (татарская) литература»
для обучающихся 1-4 классов

с.Кобылкино 2025 г.

Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограммаосновногообщего образования поучебному
предмету«Литературное чтение народном (татарском)языке» 1-4классы разработана в
соответствиис требованиямифедерального государственного образовательногостандарта
основногообщегообразованияи наоснове Федеральногозакона от 29.12.2012г. №273ФЗ«Обобразовании в Российской Федерации»;Приказа Министерстваобразования инауки
Российской Федерацииот31.12.2015г.№1577«О внесенииизменений
вФедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартосновногообщего образования,
утвержденныйприказомМинистерстваобразованияи науки Российской
Федерацииот17.12.2010г.№1897»; Примерныхпрограммпо учебнымпредметамРодной
(татарский)язык1-4классы.
Рабочаяпрограмманачальногообщегообразованияпоучебному
предмету«Литературное чтение народном(татарском)языке»1-4классы является
составнойчастью основнойобразовательнойпрограммыначального общегообразования.
Рабочаяпрограммапоучебномупредмету «Литературное чтениена родном(татарском)
языке» составлена на основе Федерального
государственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования иавторской
программыФ.Ш. Гарифуллиной,И.Х. Мияссаровой «Программа
политературномучтениюдля общеобразовательныхорганизацийначального
общегообразованиясобучением нарусскомязыке
(дляизучающихтатарскийязыккакродной)для1-4 классов. –«Магариф-Вакыт»,Казань –
2018.
Дляреализациипрограммногосодержанияиспользуетсяучебнометодическийкомплекс:
1. Гарифуллина
Ф.Ш.,
Мияссарова
И.Х. Алифба.
Учебник
для
общеобразовательныхорганизацийначальногообщегообразованияс
обучениемнарусскомязыке(дляизучающихтатарскийязыккакродной)1 класс.– Казань:
«Магариф-Вакыт», 2018.
2.ГарифуллинаФ.Ш.,МияссароваИ.Х.Литературноечтение.Учебник
дляобщеобразовательныхорганизацийначальногообщегообразованияс
обучениемнарусскомязыке(дляизучающихтатарскийязыккакродной)1 класс.– Казань:
«Магариф-Вакыт», 2019.
3.ГарифуллинаФ.Ш.,МияссароваИ.Х.Литературноечтение.Вдвух
частях.Учебникдляобщеобразовательныхорганизацийначальногообщего
образованиясобучениемнарусскомязыке(дляизучающихтатарскийязык как родной) 2
класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2019.
4.ГарифуллинаФ.Ш.,МияссароваИ.Х.Литературноечтение.Вдвух
частях.Учебникдляобщеобразовательныхорганизацийначальногообщего
образованиясобучениемнарусскомязыке(дляизучающихтатарскийязык как родной) 3
класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2019.
5. Гарифуллина Ф.Ш.,Мияссарова И.Х.Литературное чтение.В двух частях.
Учебникдляобщеобразовательныхорганизацийначальногообщего образования
собучением нарусском языке (для изучающих татарскийязык как родной) 4 класс. –
Казань: «Магариф-Вакыт», 2019.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Отличительнойособенностьюкурсалитературногочтениянародном
(татарском)языке
являетсякоммуникативно-познавательнаяоснова.
Содержаниеэтогокурса
имеетярковыраженнуюкоммуникативно-речевую
и
познавательнуюнаправленность,охватывающуютриаспектаизучения
родногоязыка:системуязыка,речевуюдеятельностьилитературныйтекст, что обеспечивает
реализацию
в
обучении
системно-деятельностного
подхода.

Программакурсаобеспечиваетцелостноеизучениеродногоязыкав начальной школе за
счёт реализации трехпринципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной
активности учащихся.

направленности

обучения

и

творческой

1класс
Содержание
курса
родного
(татарского)
литературного
чтения
обеспечиваетреализациюследующихличностных,метапредметныхи
предметныхрезультатов:
Личностные:
–позаданиюучителя,выделяяслоги,готовитьсякчтениюслов,
трудныхпослоговойструктуре;
–спрашивать о значениинезнакомыхслов;
—соблюдатьосновныеправилаобщениянауроке,пользоваться
типовымиэтикетнымиформулами(вситуацияхприветствия,извинения,
просьбы,
благодарности);
–пониматьвопросыизадания,инструкцииучителя,адекватно реагироватьна них;
–подруководствомучителясоздаватькороткиеустныевысказывания
наосноверазличныхисточников,втомчиследеловыенаосновемоделей букваря.
–слышатьинтонациюконцапредложения,определятьколичество
произнесённыхпредложений;выделять изпредложенияслова,определять их количество;
– разграничивать звукии буквы,правильноназывать их;
–применятьприписьмеправилаоформленияграницпредложений,
раздельногонаписания слов.
–различатьдвавидачтения:«какговорим»(орфоэпическое)и«как написано»
(орфографическое);
–подруководствомучителяписатьподдиктовкуисписыватьс
печатноготекстасловаикороткиепредложения(поосвоеннойтехнологии),
проверять
написанное.
–строить небольшие монологическиевысказываниянаоснове картинок букваря,
собственныхвпечатлений.

Планируемые метапредметные результаты освоенияпрограммы по
родному(татарскому)литературному чтению
1-гокласса
Регулятивные УУД:
–понимать ипринимать учебную задачу;
–использовать выделенные учителем ориентирыдействия;
– осуществлятьпоследовательность действийв соответствии с
инструкцией, устной илиписьменной, втомчислесхематичной; использовать
внешнюю речь длярегуляциисвоих действий;
–выполнять действия проверки.
Познавательные:
–слушатьучителя и понимать прочитанное,находить в речи учителя, в
сообщенииучебника нужные сведения;
–выявлятьнепонятные слова,спрашивать обихзначении;
–понимать информацию учебника,представленную в модельномвиде, переводить
еёв словесную форму;
–в ходеколлективнойработынаблюдать за фактамиязыка и речи,
выполнятьдействияанализа, сравнения,классификации, группировкис учётом
указанныхкритериев, делатьумозаключения, выводы, использовать освоенные
условныезнаки.
Коммуникативные:
–участвовать вколлективной беседе, высказывать своимысли, говорить
освоихвпечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основныеправила общения на
уроке.
Большая часть универсальныхучебныхдействийвыполняется
учащимисяподнаблюдением учителя, приегоучастии.
Предметные:Ученик
научится:
–читатьправильноиплавнопослогам,впростыхслучаяхцелыми словами,
пониматьчитаемое (приблизительныйтемп
чтения вслух – 25слов вминуту);
–различатьзвукигласныеисогласные,гласныеударныеибезударные,
согласныетвёрдыеимягкие,звонкиеиглухие;слышатьналичиевслове звука [й’];
–выделятьихарактеризоватьотдельныезвукислова,определятьих последовательность,
обозначатьзвуковойсоставсловаввиде модели;
–выделять слоги, различать ударные ибезударные;
–различатьбуквыгласных,обозначающиетвёрдостьилимягкость
согласных;различатьпозиции,когдабуквые,ё,ю,яобозначаютдвазвука илиодин.
–соблюдатьправила посадки, положения тетради, ручкивруке;
–правильно,аккуратно,разборчивоиповозможностикрасивописать
буквыиоформлятьихсоединение;сравниватьсобразцомиоценивать
каллиграфическуюсторонусвоейзаписи;
–обнаруживатьпоосвоеннымпризнакамимеющиесявслове,в предложении
«опасныепри письме места»;
Ученикполучитвозможность научиться:
–читать правильнои плавноцелымисловами, в трудныхслучаях по слогам,в
темпе, близком к темпуустной речи;
–понимать читаемое преимущественнопоходучтения;
–самостоятельноготовитьсяк чтению слов, трудныхпослоговой структуре;
–приповторном чтении использовать некоторые средства создания
выразительности, вчастностиокраскуголоса (интонацию),мимику;
–подруководством учителя выбирать заголовок текста сучётом его темы или

главноймысли (без терминов), восстанавливатьнарушенную
последовательностьпредложений;
–участвовать вколлективном устномобщении, вступать в диалог, соблюдаяпри этом
основныеправиларечевогоповедения:слушать говорящего, смотреть на него, обращаться
к собеседникупоимени(имении отчеству) ит. п.;

2класс
Содержание курсародного(татарского) литературного
чтенияобеспечивает реализацию следующихличностных,метапредметных
ипредметныхрезультатов:
Личностные результаты
испытыватьчувство гордостиза свою Родину, российский народи историю
Россииприработе стекстамиобисториии культуре нашей страны, древнихи
современныхгородах,известныхлюдях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением кпредставителям другихнародов;
уважительноотноситься киномумнению;
понимать практическую значимость получаемыхзнанийпо
татарскомуязыку;
соблюдатьправила поведения на уроке и в классе;
развивать навыкисотрудничества содноклассникамии со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оцениватьсвоиуспехив освоенииязыка.
сформировать целостный социальноориентированный взглядна мир в
егоорганичном единствеи разнообразииприроды,народов, культури религий;
воспринимать окружающиймиркак единый«миробщения»;
эффективно общаться с окружающиммиром (людьми, природой, культурой)
для успешнойадаптациивобществе;
сформироватьи использовать своикоммуникативные и литературно-творческие
способности;
осваивать духовно-нравственные ценностиприработе стекстамио мире,
обществе,нравственныхпроблемах;
стремиться совершенствоватьсвоюречь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства приработе споэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироваться в пространствеучебника спомощьюзнаков навигации;
понимать цели и задачиучебнойдеятельности;
находить ответынапроблемные вопросы;
самостоятельнооцениватьсвоидостижения илипромахи;
Познавательные:
- пользоваться знаково-символическимисредствами в учебных целях (схема
речевогообщения, рисунок-схема составаслова,рисунок-схемачастей речи);
пользоваться справочной литературой(словарями);

Коммуникативные:
развивать логическое мышлениепри сравненииразличныхязыковых
единиц(слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные
членыпредложенияи др.) и при классификацииязыковыхединицпо различнымкритериям;
развивать речь прианализехудожественныхи научных текстови при составлении
собственныхтекстов различных видов.
Предметные:
Обучающийсянаучится:
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанныена известныхправилах
продуктивногообщения;
составлять устныетекстыразличныхтипов:повествование,
описание,рассуждение;
пересказыватьтекст спомощью опорныхслов, сориентировкойна главную
мысльвысказывания;
составлять рассказыпосериикартинок, на предложеннуютему, по личным
впечатлениям.
определять темуи основную мысль текста;
озаглавливать текст;
выделятьв текстевступление,основную часть и заключение;
составлять плантекста;
распознавать типытекстов (описание,повествование,рассуждение).
Обучающийсяполучит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выходиз проблемныхситуаций;
определять цельидидактическую значимость предлагаемыхучебных заданий;
выступать вразныхролевыхфункциях (учитель—ученик),
предусмотренныхзаданиями;
анализировать речевуюмодель общения:речь партнера (собеседника) пообщению,
цельи темуобщения, егорезультат;
пониматьречевыезадачиобщения:что-тосообщить
(проинформировать,известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться,
подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать,убедить), объяснить (уточнить,
побудить, доказать,посоветовать,воодушевить);
контролироватьикорректироватьсвоё высказывание в зависимости от
ситуацииобщения;
правильноиспользовать в общениивспомогательные средства: мимику,жесты,
выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы всоответствии с
культурныминормами;

3класс
Содержание
курса
родного
(татарского)
литературного
чтенияобеспечиваетреализациюследующихличностных,метапредметных

ипредметныхрезультатов:
Личностные результаты
испытыватьчувствогордостизасвоюРодину,российскийнароди
историюРоссииприработестекстамиобисторииикультуренашейстраны,
древнихи
современныхгородах,известныхлюдях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям другихнародов;
уважительноотноситься киномумнению;
понимать
практическую
значимость
получаемых
знаний
по
татарскомуязыку;
соблюдатьправила поведения на уроке и в классе;
развивать
навыки
сотрудничества
с одноклассниками
и со
взрослыми;
конструктивно разрешать проблемныеситуации;
оцениватьсвоиуспехив освоенииязыка.
сформироватьцелостныйсоциальноориентированныйвзгляднамир
вегоорганичномединствеиразнообразииприроды,народов,культури религий; воспринимать
окружающий миркакединый«миробщения»;
эффективнообщатьсясокружающиммиром(людьми,природой, культурой) для
успешнойадаптациивобществе;
сформироватьииспользоватьсвоикоммуникативныеилитературно-творческие
способности;
осваиватьдуховно-нравственныеценностиприработестекстамио мире,
обществе,нравственныхпроблемах;
стремиться совершенствоватьсвоюречь и общую культуру;
сформироватьэстетическиечувстваприработеспоэтическимии прозаическими
произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироватьсявпространствеучебникаспомощьюзнаков навигации;
понимать цели и задачиучебнойдеятельности;
находить ответынапроблемные вопросы;
самостоятельнооцениватьсвоидостижения илипромахи;
Познавательные:
пользоватьсязнаково-символическимисредствамивучебныхцелях
(схемаречевогообщения,рисунок-схемасоставаслова,рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой(словарями);
Коммуникативные:
развиватьлогическоемышлениеприсравненииразличныхязыковых
единиц(слово,словосочетание,предложение;главныеивторостепенные
членыпредложенияидр.)иприклассификацииязыковыхединицпо различнымкритериям;
8

развиватьречьприанализе художественныхинаучныхтекстовипри составлении
собственныхтекстов различныхвидов.
Предметные
результатыОбучающийсянау
чится:
понимать,чтоязыкявляетсяглавнымсредствомобщениялюдей, помогающее
выразить мысли и чувства;
относитьсяктатарскомуязыкукакквеликойценностии культурномудостоянию
народа;
анализировать речевуюмодель общения:речь партнера (собеседника) пообщению,
цельи темуобщения, егорезультат;
понимать
речевые
задачи
общения:
что-то
сообщить
(проинформировать, известить),
одобрить (поддержать,
похвалить,
согласиться,подтвердить),возразить(оспорить,покритиковать,убедить),
объяснить
(уточнить,побудить,доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средствав зависимостиотситуации общения;
контролироватьикорректироватьсвоёвысказываниевзависимости от
ситуацииобщения;
правильноиспользоватьвобщениивспомогательныесредства:
мимику,жесты,выразительныедвижения,интонацию,логическиеударения,
паузы
всоответствии с культурныминормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять
диалоги,
основанные
на
известных
правилах
продуктивногообщения;
составлять
устные
тексты
различных
типов:
повествование,
описание,рассуждение;
пересказыватьтекстспомощьюопорныхслов,сориентировкойна главную мысль
высказывания;
писать изложения посоставленномуплану;
составлятьрассказыпосериикартинок,напредложеннуютему,по личным
впечатлениям.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выходизпроблемныхситуаций;
определятьцельидидактическуюзначимостьпредлагаемыхучебных заданий;
выступатьвразныхролевыхфункциях(учитель—ученик),
предусмотренныхзаданиями;
совершенствоватьсвоюустнуюречьнафонетическом,лексическоми синтаксическом
уровнях;
говоритьвыразительно,
понятно,логично,чёткоформулируямысльв
словеснойформе;говоритьсвязновнормальномтемпе,соблюдая
необходимые
нормыорфоэпии;
делать полный и краткийпересказ текста;
устранятьвтекстахшаблонныефразыивыражения,передаватьсвоё отношение к
высказанному;
совершенствоватькультуруречевогообщения:соблюдатьнормы
речевогоэтикета,уметьвыразитьпросьбу,пожелание,благодарность,
извинение;уметьпоздравитьилипригласитьдрузей,вестиразговорпо телефону, правильно

обратиться к собеседнику;
соблюдать
культуру
письменного
общения:
предложениявсоответствиисправиламирусскойграфикииорфографии,
соблюдатьаккуратностьвведениизаписей,чёткостьиаккуратность
письменныхработ.

писать

буквы,
выполнения

4класс
Содержание курсародного(татарского) языкаи литературного
чтенияобеспечивает реализацию следующихличностных,метапредметных
ипредметныхрезультатов:
Личностные результаты
испытывать чувствогордости за свою Родину, российский народи историю
Россииприработе стекстамиобисториии культуре нашей страны, древнихи
современныхгородах,известныхлюдях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением кпредставителям других народов;
уважительноотноситься киномумнению;
понимать практическую значимость получаемыхзнанийпо
татарскомуязыку;
соблюдатьправила поведения на уроке и в классе;
развивать навыкисотрудничества содноклассникамиисо взрослыми;
конструктивно разрешать проблемныеситуации;
оцениватьсвоиуспехив освоенииязыка.
сформировать целостный социальноориентированный взглядна мир в
егоорганичном единствеи разнообразииприроды,народов, культури религий;
воспринимать окружающиймиркак единый«миробщения»;
эффективнообщаться с окружающиммиром (людьми, природой, культурой)
для успешнойадаптациивобществе;
сформироватьи использовать своикоммуникативные и литературно-творческие
способности;
осваивать духовно-нравственные ценностиприработе стекстамио мире,
обществе,нравственныхпроблемах;
стремиться совершенствоватьсвоюречь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства приработе споэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироваться впространствеучебника спомощью знаков навигации;
понимать цели и задачиучебнойдеятельности;
находить ответынапроблемные вопросы;
самостоятельнооцениватьсвоидостижения илипромахи;
пользоваться знаково-символическимисредствами в учебныхцелях (схема
речевогообщения, рисунок-схема составаслова,рисунок-схема частей речи);

Познавательные:
пользоваться справочной литературой(словарями);
развивать логическое мышлениеприсравненииразличныхязыковых единиц(слово,
словосочетание, предложение; главные и второстепенные членыпредложенияи др.) и при
классификацииязыковыхединицпо различнымкритериям;
развивать речь прианализехудожественныхи научных текстови при составлении
собственныхтекстов различныхвидов.
Коммуникативные:
делать самостоятельные выводы;
находить выходизпроблемныхситуаций;
определять цельидидактическую значимость предлагаемыхучебных заданий;
выступать вразныхролевыхфункциях(учитель — ученик),
предусмотренныхзаданиями;
Предметные
результатыОбучающийсянауч
ится:
понимать, чтоязык является главнымсредством общения людей, помогающее
выразить мысли и чувства;
относиться к татарскомуязыкукак к великойценностии
культурномудостоянию народа;
анализировать речевуюмодель общения:речь партнера (собеседника) пообщению,
цельи темуобщения, егорезультат;
пониматьречевыезадачиобщения:что-тосообщить
(проинформировать,известить), одобрить (поддержать, похвалить,
согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать,убедить), объяснить
(уточнить,побудить,доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средствав зависимостиотситуации общения;
контролироватьикорректироватьсвоё высказывание в зависимости от
ситуацииобщения;
правильноиспользовать в общениивспомогательные средства: мимику,жесты,
выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы всоответствии с
культурныминормами;
различать диалогическую имонологическую речь;
составлять диалоги, основанныена известныхправилах
продуктивногообщения;
составлять устныетекстыразличныхтипов:повествование,
описание,рассуждение;
пересказыватьтекст спомощью опорныхслов, сориентировкойна главную
мысль высказывания;
писать изложения посоставленномуплану;
составлять рассказыпосериикартинок, на предложеннуютему, по личным
впечатлениям.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
совершенствоватьсвою устную речь на фонетическом,лексическом и

синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чёткоформулируя мысль в
словеснойформе; говорить связнов нормальном темпе, соблюдая необходимые
нормыорфоэпии;
делать полный и краткийпересказ текста;
устранять втекстахшаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к
высказанному;
совершенствоватькультуру речевого общения: соблюдать нормы
речевогоэтикета, уметь выразить просьбу, пожелание,благодарность, извинение;
уметь поздравить илипригласить друзей, вестиразговорпо телефону, правильно
обратиться к собеседнику;
соблюдать культуруписьменногообщения:писать буквы, предложения в
соответствиисправилами русской графикии орфографии, соблюдать аккуратность в
ведении записей, чёткостьи аккуратность выполнения письменныхработ.

Содержание учебногопредмета 1КЛАСС
Знания, полученные в детстве – как выточено накамне.
ИбрагимГази «Книга»
Колыбельная.
Колыбельные,скороговорки,пословицы,поговорки,загадки,сказки., «Шурале».
Смешинки. Сказки.Татарскиенародныесказки.Шурале.Глупый волк.
Буквасмотритнаменя,и ясмотрю набукву.
Г.Тукай. Алифба,Дардменд. Дети, айдав школу!
Х.Халиков. Бородатыймальчик, Ш.Галиев.Буквы с витаминами.Мы знаемо
животных иптицах?
Г.Тукай.Галиикоза.Ласточка.Дитяибабочка,Р.Валиева.Бабочкаи муравей, Э.Мустафин.
Конь
Не труднобыть человеком,труднобыть человечным.
Дардменд.Гали,Ж.Дарзаманов.Пятьвишен,Ф.Яруллин.Волшебное слово,
Г.Зайнашева.Сколькоднейв неделе?,Ш.Галиев. Триглаза светофора.
Весна идёт, веснаидёт…
Г.Тукай.Весна,Г.Галиев.Солнце,Г.Сабитов.Исолнцуприбавилась работа,Р.Хафизова.
Навруз идёт.

2КЛАСС
Родинаодна.
Габдулла Тукай«Туган тел»,ГарифГалиев «С чего начинается Родина» Устное
народное творчество
Эпипэ,загадки,пословицы, считалочки, “Хэйлэгэкаршухэйлэ”(татарская народная
сказка)
Осень наступает.
Габдулла Тукай«Осень»,ГарифГалиев«Айларалышынганда» Детство
ЮлдузШарипова«Волшебныеслова»,ШявкятГалиев«Рэхмэтлэр хакында»
Зиманаступает
РобертМиннуллин«Белаязима»,ГарейРахим«Нанашейгорке»,Рафис Корбан «Праздник
ёлочки»
Любимые птицы и животные.
ГакильСагиров«Акбай»,РабитБатулла«ЗайчонокНуяк»,«Курица, мышь
икуропатка»(татарскаянароднаясказка)

Весна наступает, веснаулыбается…
АминаБикчантаева«Месяцапрель»,РобертМиннуллин«Язкерде оебезгэ», Рафис
Корбан«День Победы».
Дружная семья.
ГабдуллаТукай«Нашасемья»,ЗояВоскресенская«Мама»,Галимьян
Гильманов«Хочубытьцветком»,ИлбдарЮзеев«Бабушка»,АхметИсхак «Ана рэхмэте»
Ягодное лето.
Явдят Дарзаман«Здравствуй, лето»,Рафис Корбан «Солнце– нашдруг»

3КЛАСС
Досвиданиялето,здравствуй, школа!
РазильВалиев«Досвидания,лето»,МажитГафури«Книгаидети», ГазинурМорат
«Роднойязык».
Жемчужины собираю
Последам сказок, «Ктопобедитель?» (татарскаянародная сказка) Басни
Габдулла Тукай«Пчела и мухи». Осень
наступает.
ИльгизарСултан«Осень»,ФанисЯруллин«Козгетабын»,МусаДжалиль
«Праздникурожая».
Родной край.
Резеда Валиева «Самая красивая земля», ЛябибЛерон«Татарбаласы».
Зиманаступает
ФатихХусни«Первыйснег», Габдулла Тукай«Жирйокысы».
Правилаповедения
АбдуллаАхмет«Мальчикинепоняли»,АхсанБаянов«Доброта возвращается», Васима
Хайруллина.Правила поведения застолом.
Семья.
Абдулла Алиш «Утлыйомырка»,Муса Джалиль «Себерке экияте». Весна.
ШявкятГалиев«Жиргэязныкемкитерэ?»,ГильмияТагирова«Тополь Дании».
Мы – друзьясказок.
Габдулла Тукай«Су анасы»,Абдулла Алиш«ЧукмарбелэнТукмар» Вздоровом
теле– здоровый дух.
Сания Ахметзянова «Урнэк алыйк»
Летонаступает.
4КЛАССЗолотые
слова народа
Телега(Татарскаянароднаясказка),ЖаворонокиСолнце.(Миф),Сак-Сук. (Баит)
Природа в творчестве писателей
Г.Тукай. Луна и Солнце. Фатима и Соловей. Шурале.
М.Джалиль. Дождь. Родник.
А.Алиш. Хвосты. Комунужно, комуне нужно.
Г.Хасанов. Зимний лес.
С.Ахметзянова.Давайте,беречь Родину-мать. Детские
писатели
Ш.Галиев.Камырша.Соседскоеяблоко.Мойбратучитстих.Страшная весть.
Х.Халиков.Дедушка.Нетвремени.СказкаоворобышкеЧырчыр.Какая птица.
Поторопимся сделать добро
Р.Хафизова.Голубь и мальчик.

А.Баян. Белкивозлесобаки.
М.Зощенко. Бедный Федя. Р.Валиева.
Вдень Победы. Счастливое детство
Н.Гиматдинова.Болтливая коза.
Ю.Ермолаев. Часыспасли.
Таинственный мир
Г.Х.Андерсен. Стойкийоловянныйсолдатик.
Л.Лерон. сынШурале.
З.Хуснияр. ПесняШурале.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1класс.
№

Раздел

Кол-вочасов

1

Добукварныйпериод

2

2

Букварныйпериод

9

3

Послебукварный период

6

Всего

17
2класс.

№

Раздел

Кол-вочасов

1

Родная сторона

1

2

Народная мудрость гласит

4

3

Осень золотая

3

4

Детство

3

5

Зима

4

6

Нашидрузья

6

7

Веснакраснапришла

3

8

Дружная семья

5

9

Лето, ахлето…

5

Всего

34
3класс.

№

Раздел

Кол-вочасов

1

Досвидания лето, здравствуй, школа!

3

2

Жемчужинысобираю

3

3

Басни

3

4

Осень наступает.

3

5

Роднойкрай.

2

6

Зиманаступает

2

7

Правила поведения

3

8

Семья.

3

Весна.

2

10

Мы –друзья сказок.

3

11

Вздоровом теле–здоровыйдух.

2

12

Лето наступает.

5

9

Всего

34

4класс.
№

Раздел

Кол-во часов

1

Золотыеслова народа

6

2

Природа в творчествеписателей

11

3

Детские писатели

8

4

Поторопимся сделать добро

4

5

Счастливоедетство

2

6

Таинственныймир

3

Всего

34

Календарно-тематическое планирование
1 класс
№

Тема учебного занятия

Количество Проведено
часов по
фактически
плану

Устная иписьменная речь. "Исәнме, мәктәп.
"ТанышБулыйк!".
Речь.Общение.Предложение. Текст "Иң күңелле
кӛн".
Ты знаешь сказки?Связная речь. На
спортивнойплощадке. Слова обозначающие
предмет. Семья. Общение. Вгороде.
Гласные и согласные звуки.
Звуки[а],[ә], буквыа,ә.[ы],[э], звук[и], буквыы,э,и
Звук[у], буквау. Звук[ү], буква ү
Звук[о], буква о. Звук[ӛ], буква ӛ
Гласные звуки. Повторение. Звук[н], букван.
Звук[ч]и[х] , буква ч,х. Звук[һ], букваһ.

1

1
1

10
11
12
13
14

Звуки[щ],[ц]буквыщ,ц. Буквы ь,ъ.
Бишек җырлары / Колыбельные песни. Тел
шомарткычлар, тизәйткечләр / Скороговорки
Закия Туфайлова. Әлифбам / Мой букварь
Резеда Валиева. Беренчеләр / Первоклассники
Шайхи Маннур. Яхшы бел / Знай хорошо
Габдулла Тукай. Гали белән Кәҗә / Гали и Коза;
Карлыгач / Ласточка;

1
1
1
1
1

15
16
17

Бала белән Күбәләк ,ребенок и бабочка
Мой родной язык.
Итоговый урок. Моя Родина

1
1
1

1

2

3
4
5
6
7
8
9

1

1
1
1
1
1

2 класс
№

Тема учебного занятия

1

Габдулла Тукай. Туган тел / Родной язык
Закия Туфайлова. Туган ил / Родная страна
Резеда Валиева. Туган җир / Родная земля Гариф
Галиев. Туган ил кайдан башлана? / С чего
начинается Родина?
Ринат Маннан. Татарстан флагы / Флаг Татарстана
Газинур Морат. Иң матур ил / Самая прекрасная
страна
Казан кайнаган урын / Легенда о Казани
Шәһәр нигә Казан дип аталган? / Легенда о том,
почему город называется Казань?
Творческая работа
Әпипә / Народная песня
Матур булсын /Народная песня «Пусть будет
прекрасно»
Табышмаклар / Загадки Санамышлар / Считалки
Мәзәкләр / Шутки
Мәкальләр / Пословицы
Әкиятләр / Сказки.
Хәйләгә каршы хәйлә / Татарская народная сказка
«Хитрость против хитрости» Тематический тест
Музахит Ахметзянов. Көз / Осень
Николай Сладков. Көз җитте / Наступила осень
Амина Бикчантаева. Тәмле сүз / Приятное слово
Шаукат Галиев. Рәхмәтләр хакында / Про
«спасибо!»
Рафис Гиззатуллин. Тылсымлы сүз / Волшебное
слово
Накип Каштанов. Ачулы туп / Злой мячик
Тематический тест
Шаехзадэ Бабич. Кышкы юл / Зимняя дорога
Шариф Биккул. Урман читендә / На опушке леса
Жавад Таржеманов. Һай, Кыш бабай... / О-оо Дед
Мороз!
Резеда Валиева. Ак песи / Белая кошка
Рабит Батулла. Куян баласы Нуян / Зайчонок Нуян
Муса Джалиль. Күке / Кукушка
Зиннур Хуснияр. Тукран тәүбәсе / Раскаяние дятла
Амина Бикчентаева. Үрдәк беренчелекне алган /
Как утка стала победительницей
Кем нәрсә ярата / Татарская народная сказка. «Кто
что любит?»
Итагатьле мәче / Литовская народная сказка
Комсызлык бәласе / Венгерская народная сказка.
«Жадность погубила»

2

3

4

5

6
7
8

9
10

11
12
13
14
15
16
17

18
19

Количество Проведено
часов по
фактически
плану
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Юмарт Дөя / Казахская народная сказка «Щедрый
Верблюд»
Амина Бикчантаева. Апрель ае / Месяц апрель Марс
Шабаев. Ташу / Половодье
Роберт Миннуллин. Яз керде өебезгә / Весна
пришла в наш дом
Закария Ахмеров. Агачлар да авырый / И деревья
болеют
Рафис Корбан. Җиңү бәйрәме / Праздник Победы
Хакимзян Халиков. Рәхмәт сезгә, ветераннар! /
Спасибо вам, ветераны!
Рафис Гиззатуллин. Миләш нигә әче? / Отчего
рябина кислая?
Ильдар Юзеев. Һәркемнең үз эше / У каждого своё
дело
Клара Булатова. Әниемнең кызы юк бит / Нет у
мамы дочки
Рустем Мингалим. Канатларың булса / Были бы
крылья
Ахмет Исхак. Ана рәхмәте / Благодарность матери
Братья Гримм. Боткалы чүлмәк / Горшок каши
Сочинение.
Работа над ошибками.
Эльмира Шарифуллина. Сабантуй / Сабантуй
Рафис Корбан. Кояш – безнең дустыбыз / Солнце –
наш др
Итоговый урок.

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№

1
2
3

4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15

16
17

18

19

Тема учебного занятия

Количество Проведено
часов по
фактически
плану

Мазит Гафури. Китап һәм балалар / Книга и дети
Вакыйф Нуриев. Китап / Книга
Габдулла Тукай. Кызыклы шәкерт / Забавный
ученик
Газинур Морат. Туган тел / Родной язык
Каюм Насыри. Акыллы һәм яхшы холыклы /
Умный да еще и добрый Творческая работа
Табышмаклар / Загадки
Әкият эзләре буйлап / По следам сказок.
Бүре, кәҗә, кәбестә / Волк, коза, капуста Кем
җиңүче? / Татарская народная сказка. «Кто
победитель»
Каюм Насыри. Комсыз эт / Жадный щенок

1
1
1

Габдулла Тукай. Умарта корты һәм чебеннәр /
Пчела и мухи
Дания Гайнетдинова. Көзге урман / Осенний лес
Фанис Яруллин. Көзге табын / Осенние явства
Идрис Туктар. Урман букеты / Лесной букет
Николай Сладков. Алтын көз / Золотая осень
Муса Джалиль. Уңыш бәйрәме / Праздник урожая
Резеда Валиева. Иң матур җир / Самое красивое
место
Лябиб Лерон. Татар баласы / Татарский ребенок
Гумар Баширов. Нинди ул Татарстан? / Какой он
Сочинение.
Работа над ошибками.

1

Фатих Хусни. Беренче кар / Первый снег Виталий
Бианки. Куян, Көртлек, Аю һәм Кыш бабай / Заяц,
Куропатка, Медведь и Дед Мороз
Габдулла Тукай. Җир йокысы / Сон земли Абдулла
Ахмет. Кышкы матурлык / Зимняя красота
Роберт Миннуллин. Чыршы әйләнәсендә / Вокруг
ёлки
Васима Хайруллина. Әдәп / Приличие
Абдулла Ахмет. Малайлар аңламады / Мальчики не
поняли
Ахсан Баян. Яхшылык кире кайта / Доброта
возвращается
Накип Каштанов. Йөнтәс песи баласы / Мохнатый
котёнок
Резеда Валиева. Яңа көрәк / Новая лопата
Рафис Гиззатуллин. Көтелмәгән сорау /
Неожиданный вопрос
Резеда Валиева. Туган көндә / В день рождения

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

20
21

22

23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

Анас Хасанов. Сез ни әйтерсез икән? / А вы что
скажете?
Абдулла Алиш. Утлы йомырка / Огненное яичко
Рабит Батулла. Карурманга бара Мөбарәк / Мубарак
идет в тёмный лес
Фанис Яруллин. Кояштагы тап / Пятно на солнце
Шаукат Галиев. Җиргә язны кем китерә? / Кто
приносит весну?
Дардеменд. Кояш нурлары / Солнечние лучи
Гильмия Тагирова. Дания тополе / Тополь Дании
Гөлчәчәк / Гульчачак. Татарская народная сказка
Соңгы бөртек / Последнее зернышко. Удмуртская
народная сказка
Тату туганнар / Дружная родня. Корейская народная
сказка
Габдулла Тукай. Су анасы / Водяная
Абдулла Алиш. Чукмар белән Тукмар / Два петуха.
Чукмар и Тукмар
Внеклассное чтение по сказкам Инсценировки
сказок.
Йолдыз Шарапова. Татарстан — спорт иле /
Татарстан — страна спорта
Хакимҗан Халиков. Хәрәкәттә — бәрәкәт / В
движение — сила
Сания Ахметзянова. Үрнәк алыйк / Возьмём пример
Марзия Файзуллина. Җәй җитте / Пришло лето
Габдулла Тукай. Яңгыр / Дождик
Галимжан Ибрагимов. Җәйге көндә / В летний день
Гариф Ахунов. Сабан туенда / на Сабантуе

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

4класс
№

Тема учебного занятия

1

Җил арба / Телега ветра. Татарская народная сказка
Җил иясе / Хозяин Ветра. Миф
Тургай һәм Кояш / Жаворонок и Солнце. Миф
Фатих Амирхан. Ай өстендә Зөһрә кыз / Зухра на
Луне
Сак-Сок / Сак-Сок. Баит
Иван Крылов. Карга белән Төлке / Ворона и Лисица.
Басня
Мазит Гафури. Чикерткә белән Кырмыска /
Стрекоза и Муравей.
Габдулла Тукай. Яшь агач / Молодое дерево.
Басня
Габдулла Тукай. Ай һәм Кояш / Луна и Солнце
Габдулла Тукай. Фатыйма белән Сандугач /
Фатыма и Соловей
Габдулла Тукай. Шүрәле / Шурале
Муса Джалиль. Яңгыр / Дождик

1

Абдулла Алиш. Койрыклар / Хвосты
Наби Даули. Бала болыт / Облако – дите
Рашит Башар. Сандугачлы Ак инеш / Соловьиная
Гарафи Хасанов. Кышкы урман / Зимний лес
Фанис Яруллин. Иң бәхетле төн / Самая счастливая
ночь.
Шаукат Галиев. Камырша / Стих о толстом
мальчике. Камырша
Шаукат Галиев. Минем абый шигырь ятлый... / Мой
брат учит стихи.
Роберт Миннуллин. Әни, мин көчек күрдем / Мама,
я увидел щенка
Роберт Миннуллин. Спортның яңа төре / Новый вид
спорта
Хакимзян Халиков. Дәү әти. Мой дед.
Хакимзян Халиков. Чыпчык баласы Чырчыр
турында әкият / Сказка о воробушке
Хакимзян Халиков. Нинди кош / Что за птица?
Фанис Яруллин. Ап-ак иткән / Девочка «трудяга»
Фанис Яруллин. Юылмас хурлык / Несмываемый
стыд
Сарвар Адгамова. Дуслар / Друзья
Ахсан Баян. Эт янында тиеннәр / Белки вокруг
собак
Даржия Аппакова. Шыгырдавыклы башмаклар /
Скрипучие башмаки
Михаил Зощенко. Мескен Федя / Бедный Федя

1
1
1
1
1

2

3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Количество Проведено
часов по
фактически
плану

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Резеда Валиева. Җиңү көнендә / В день Победы
Сочинение.
Ганс Христиан Андерсен. Чыдам кургашын солдат /
Стойкий оловянный солдатик
Джонатан Свифт. Гулливер сәяхәте / Путешествие
Гулливера
Юрий Ермолаев. Сәгать ярдәм итте / Часы помогли
Лябиб Лерон. Шүрәле малае / Сын Шурале
Адлер Тимергалин. Сәер планетада / На странной
планете (отрывок)
Ганс Христиан Андерсен. Чыдам кургашын солдат /
Стойкий оловянный солдатик
Джонатан Свифт. Гулливер сәяхәте / Путешествие
Гулливера

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».