!РП 1-4 класс. Татарский язык.+ (2) (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете

Директор школы

________________________

________________________

Дасаева Р.К.
Протокол №1 от «31» 08
2023 г.

Дасаева Н.З.
Приказ №125
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (татарский) язык»
для обучающихся 1-4 классов

с.Кобылкино 2023 г.

от «31» 08

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ)
ЯЗЫК» Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне
начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой
первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся.
В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся
осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе
татарского языка и в речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры
языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется
на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми
единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка
способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового
знака (слова как единства звучания и значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования,
морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне
способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они
знакомятся с необходимыми интеллектуальными операциями анализа, синтеза,
сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит
основой для формирования общих учебных и познавательных универсальных действий.
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает
межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую
очередь с учебным предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ)
ЯЗЫК»
Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной
коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах
речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие
личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской
Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
— развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку:
любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к родному языку;
— развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способности к творческой деятельности на татарском языке;
— формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного
(татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике,
морфемике, морфологии и синтаксисе;
— формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений

составлять несложные письменные тексты-описания, текстыповествования и рассуждения.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и
использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры
татарского народа.

У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение
к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных
ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у
обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» отводится 1 час в неделю 1-3,
0,5 часов в 4 классах начального общего образования. Количество учебных часов,
выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык»: 1 класс – 16 часа, 2–4 классы –
по 34 часа

Планируемые предметные результаты

1-го класса
Обучающийся научится:
В области речи, речевой деятельности:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе
по толковому словарю, их значения;
– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
– осознавать наличие в речи разных задач общения: по деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.
В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):
– различать слово и предложение;
– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
– различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы
к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;
– различать звуки и буквы;
– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/ безударный); строить модель слогового
и звукового состава слова из 5–6 звуков;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками),
объяснять выбор способа обозначения.
В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):
– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным
или восклицательным знаком в ясных случаях);
– обозначать пробелами границы слов;
– писать большую букву в собственных именах;
– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами:
– использовать приобретённые каллиграфические умения.
Обучающийся получит возможность научиться:
В области языка, речи, речевой деятельности:
– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно
говорить?»;
– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);
– читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;
– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;
– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;
– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.
В области письма (графики, орфографии, каллиграфии):
– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и
замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и собственных записях;
– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания буквы их соединение, заботиться о
каллиграфической стороне своего письма.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Родной(татарский) язык и литературное
чтение» на конец 1-го класса
Личностные результаты: общее представление о родном языке как языке своей страны; положительное отношение к
учению, наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать
внешнюю речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия проверки.
Познавательные:
– слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении учебника нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;
– в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом
указанных критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные
правила общения на уроке.
Большая часть универсальных учебных действий выполняется учащимися под наблюдением учителя, при его участии.

во 2 классе
Содержание курса родного (татарского) языка и литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены
предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить),
возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в
соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые
нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь
поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать
аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие
согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов),
применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
- писать под диктовку тексты (28—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова;
Лексика
Обучающийся научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова

Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять число имён существительных;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять роль имён прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:

- объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения
законченной мысли;
- составлять словосочетания по заданным моделям;
- находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
- находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
- отличать текст от простого набора предложений;
- устанавливать связь между предложениями в тексте;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
- составлять план текста;
- распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать художественные и научные тексты;
- составлять тексты разных типов.

в 3 классе
Содержание курса родного (татарского) языка и литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.

- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены
предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить),
возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в
соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:

- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые
нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь
поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать
аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие
согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов),
применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
- писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова;
Лексика
Обучающийся научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова
Обучающийся научится:
-разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;
-выделять в слове основу и окончание;
-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
-различать однокоренные слова и разные формы одного слова.
Обучающийся получит возможность научиться:

Морфология
-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
-определять число имён существительных;
-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
-изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).
Местоимение
Обучающий научится:
-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
-употреблять личные местоимения в речи.
Обучающий получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающий научится:
-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-определять времена глаголов;
-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
-определять число глаголов;
Обучающий получит возможность научиться:
-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающий научится:
-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-определять связь имени прилагательного с именем существительным;
Обучающий получит возможность научиться:
-объяснять роль имён прилагательных в речи;
-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающий научится:
-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения
законченной мысли;
-составлять словосочетания по заданным моделям;
-находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийсянаучится:

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
-находить в предложении однородные члены.
Обучающий получит возможность научиться:
-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающий научится:
-отличать текст от простого набора предложений;
-устанавливать связь между предложениями в тексте;
-определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
-составлять план текста;
-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающий получит возможность научиться:
-различать художественные и научные тексты;
-составлять тексты разных типов.

в 4 классе
Содержание курса родного (татарского) языка и литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов:
Личностные результаты
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по татарскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены
предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Выпускник научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить),
возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в
соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Выпускник получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые
нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь
поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать
аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Фонетика, графика, орфография
Выпускник научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие
согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов),
применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
- писать под диктовку тексты (45—50 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Выпускник получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова;
Лексика
Выпускник научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова
Выпускник научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова.
Выпускник получит возможность научиться:
Морфология
Выпускник научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Выпускник научится:
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

- определять число имён существительных;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).
Местоимение
Выпускник научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Выпускник научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
Выпускник получит возможность научиться:
-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Выпускник научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять роль имён прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Выпускник научится:
- объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения
законченной мысли;
- составлять словосочетания по заданным моделям;
- находить словосочетания в предложении.
Предложение
Выпускник научится:
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
- находить в предложении однородные члены.
Выпускник получит возможность научиться:

- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Выпускник научится:
- отличать текст от простого набора предложений;
- устанавливать связь между предложениями в тексте;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
- составлять план текста;
- распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Выпускник получит возможность научиться:
- различать художественные и научные тексты;
- составлять тексты разных типов.
Содержание учебного предмета

1 класс
Татарский язык – родной язык татарского народа. Сообщения, записанные знаками-символами, условными обозначениями, метками. Рисуночное письмо.
Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. Символы для их обозначения. Звучание слова и его значение. Звуковой анализ слов различной слоговой
структуры. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Сравнение и различение предложения
и слова.
Обучение письму.
В обучении грамоте выделяются три периода: устный подготовительный(добукварный), период алифбы (букварный) и грамматика(послебукварный).
Устный подготовительный период (добукварный период)
Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Элементы письма. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование
бордюров. Фигуры. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу и вверху. Письмо коротких
наклонных линий с закруглением внизу , вверху с петлей вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их
чередование. Письмо овалов.
Период алифбы.
Букварный период ( ч.)
Гласные звуки, обозначение их буквами. Письмо гласных букв заглавных и строчных. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Письмо буквосочетаний.
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо изученных гласных букв.
Письмо строчной и заглавной букв а,А. Письмо строчной и заглавной букв о,О. Письмо строчной и заглавной букв и,И. Письмо строчной и заглавной букв
ы,Ы. Письмо строчной и заглавной букв у,У. Письмо строчной и заглавной букв ү,Ү
Согласные и гласные звуки и буквы. Письмо строчной и заглавной букв л,Л. Письмо строчной и заглавной букв н,Н. Письмо строчной и заглавной букв
т,Т. Письмо строчной и заглавной букв с,С. Письмо строчной и заглавной букв б,Б. Письмо строчной и заглавной букв к,К. Письмо строчной и заглавной

букв д,Д. Письмо строчной и заглавной букв р,Р. Письмо строчной и заглавной букв е,Е. Письмо строчной и заглавной букв э,Э. Письмо строчной и
заглавной букв м,М. Письмо строчной и заглавной букв г,Г. Письмо строчной и заглавной букв ч,Ч.Письмо строчной и заглавной букв ш,Ш. Письмо
строчной и заглавной букв й,Й. Письмо строчной и заглавной букв о,О. Слова с ЙО. Письмо строчной и заглавной букв п,П.Письмо строчной и заглавной
букв з,З. Письмо строчной и заглавной букв ө,Ө.Письмо буквың. Письмо строчной и заглавной букв я,Я. Письмо строчной и заглавной букв в,В. Письмо
строчной и заглавной букв ю,Ю. Письмо строчной и заглавной букв х,Х. Письмо буквы ь.Письмо строчной и заглавной букв ф,Ф. Письмо строчной и
заглавной букв ж,Ж. Письмо строчной и заглавной букв җ,Җ. Письмо строчной и заглавной букв ц,Ц. Письмо строчной и заглавной букв һ,Һ. Письмо
строчной и заглавной букв щ,Щ. Письмо буквы ъ. Алфавит. Списывание. Диктант. Обобщение.
Чтение слов с гласными буквами е, ё, ю, я. Дополнение предложения недостающими словами.
Письмо слов с парными звонкими и глухими согласными . Соотнесение предложения со схемой. Составление предложений по опорным словам.
Списывание с печатного текста. Понятие о именах собственных. Списывание с печатного текста пословиц и поговорок. Слова однозначные и
многозначные.
Мягкий знак-показатель мягкости. Образование и запись новых слов с помощью ь. Восстановление и запись деформированных предложений.
Письмо слов и предложений с изученными буквами. Чтение слов с буквами ь и ъ знак. Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком. Списывание
предложений с творческим заданием.
Решение кроссвордов. Разгадывание ребусов. Составление рассказа по аналогии с прочитанным.
Письмо элементов письменных букв, соединений. Короткие и длинные наклонные линии. Прямые наклонные линии с закруглением внизу, вверху.
Прямые наклонные линии с петлёй внизу, вверху. Письмо словосочетаний. Письмо слов с предлогами. Письмо слов различной слоговой структуры.
Письмо по памяти.
Послебукварный период. Грамматика.
Речь. Слово и слог. Предложение.(Сөйләм, җөмлә, сүз, иҗек ) Слоги. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударные гласные в слове.
Произношение слов в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. Знакомство с
орфографическим словарём.
Авазларһәмхәрефләр.(Звуки и буквы). Согласные звуки, обозначение их буквами. Согласные звуки твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Схемы слов.
Письмо слогов, слов с изученными буквами. Составление и запись словосочетаний. Списывание слов с печатного текста. Признаки предложения.
Наблюдение над интонацией предложения. Дополнение предложений недостающими словами. Текст, его тема и основная мысль. Ключевые слова в тексте.
Восстановление деформированного текста. Сочинение сказочной истории о временах года. Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.
Алфавит. Слова,которые пишутся с заглавной буквы..Гласные и согласные звуки.Перенос слов с одной строки на другую.Слово-начало
общения.Изобразительные возможности языка. Эмоциональная окраска слова.
Ударение. Слово(3ч.) Ударение в татарском языке.
Звуки и слово.(Аваз һәм сүз) Лексическое значение слов. Деление слов на слоги.
Знаки препинаная в конце предложений.

2 класс
Гласные звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки. Мягкие и твердые гласные. Гласные звуки. Буква а. Буква о. Произношение и правописание.
Буквы о,у. Произношение и правописание. Буква Y. Правописание и произношение. Буквы Ы и Э.
Согласные звуки и буквы.

Звонкие и глухие согласные. Буква К. Звуки [К], [КЪ]. Буква Г. Звуки [Г] , [ГЪ]. Буква В. Звук [W]. Буквы Х и h. Правописание и произношение. Буква Ж.
Ягоды и фрукты. Буква н и ее особенности. Буква Й (краткий и). Буква Я, звуки [ЙА], [ЙЭ]. Буква Ю. звуки [ЙУ], [ЙY]. Буква Е. Звуки [ЙЫ], [ЙЭ].
Разделительный Ъ и Ь знак. Правописание. Буквы Ц и Щ. Произношение этих звуков. Обобщение и контроль.
Слово.
Лексическое значение слова. Деление слов на слоги.Ударение в татарском языке. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Повторение.
Морфология.
Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имен существительных.
Глагол как часть речи. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Повторение по теме «Глагол».
Имя прилагательные.
Употребление прилагательных в предложении.
Синтаксис
От слов - к предложениям. Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Порядок слов в предложении. Рассказы по
сюжетным картинкам.
Повторение. Повторение и обобщение. Проверочные работы.Перевод текста.

3 класс (34ч)
Повторение
Повторение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Буквы ь и ъ. Деление слов на слоги. Ударение. Имя существительное. Глагол. Имя
прилагательное. Главные члены предложения. Входной диктант. Обобщение и контроль..
Слово. Состав слова.
Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы.
Творческая работа. «Такие разные Словари».
Словообразование.
Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, окончание, понятие «однокоренные слова». Способ нахождения корня в словах.
Однокоренные слова. Сложные слова. Парные слова. Словообразование. Обобщение и контроль.
Морфология.
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Склонение имён существительных по
падежам. Падежи в татарском языке. Именительный падеж. Притяжательный падеж. Направительный падеж. Винительный падеж. Исходный падеж.
Местно- временной падеж. Проверочная работа.
Имя прилагательное. Прилагательные близкие по смыслу. Прилагательные противоположного значения. Разряды прилагательных по значению. Роль
прилагательных в предложении.
Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.
Местоимение. Личные местоимения. Склонение местоимений по падежам. Вопросительные местоимения.
Глагол. Времена глагола. Спряжение глаголов. Проверочная работа.
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация её конца, связь слов);
оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении и
т.д
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне
представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «чёрточками», восклицательный знак при обращении).Правила вежливости
при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при

письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с
выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Обобщение и контроль.
Второстепенные члены предложения. Определение.
Обобщение.
Повторение изученного. Обобщение пройденного.

4 класс
Повторение изученного в 3 классе.
Виды предложений по цели высказывания. Предложение и словосочетания. Звук и буква, слог.
Правописание собственных имён существительных. Антонимы и синонимы. Диктант
Имя существительное.
Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Склонение имён существительных
множественного числа. Склонение существительных, оканчивающихся на гласные звуки.
Склонение существительных, оканчивающихся на согласные звуки.
Склонение существительных, оканчивающихся на согласные звуки. Изложение «Жилбатыр»
Имя прилагательное.
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных. Превосходная степень имён прилагательных. Степени имён
прилагательных. Употребление имён прилагательных в речи.
Имя числительное. Порядковые и количественные числительные. Контрольный диктант «Зима»
Местоимение. Указательные и притяжательные местоимения.
Глагол.
Глагол. Изменение глаголов по временам. Формы глаголов по значению.
Наклонение глаголов.Повелительное наклонение глаголов.Глагол изъявительного наклонения.
Прошедшее время глагола.Настоящее время глагола.Будущее время глагола.
Синтаксис.
Главные члены предложения. Подлежащее. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями. Сказуемое.
Однородные члены предложения. Место подлежащего и сказуемого в предложении. Сочинение «Встречаем весну». Второстепенные члены
предложения.Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Дополнение. Нераспространенные и
распространенные предложения.
Повторение изученного.
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Проект «Как прекрасен татарский язык» Контрольный диктант. Анализ диктанта. Обобщающий урок.

Тематическое планирование

1 класс
№ Раздел/тема
п/п
1

Устный подготовительный период.

2

Колич
ество
часов
1

Контр/ Дата
раб

Виды деятельности

0

9

0

6

1

Вводный урок. Давайте знакомиться! Школа. Учебные
принадлежности. Числа 1-10. Наша семья. Человек. Режим
дня. Одежда. Слова“бар”, “юк”, “түгел”.
В деревне. В огороде. В городе. Слова-действия. Домашние
животные и птицы. Слова-признаки.
Буквы А,а и их звуки. Буквы Ә, ә и их звуки. Буквы Ы, ы
и их звуки. Буквы Э, э и их звуки. Буквы И,ии их звуки.
Буквы У, у и их звуки. Буквы Ү,ү и их звуки. Буквы О,о и
их звуки. Буквы Ө, ө и их звуки. Буквы Л, л и их звуки.
Буквы М, м и их звуки. Буквы Н,н и их звуки. Буква ң и её
звук. Буквы Р, р и их звуки. Буквы Й, й и их звуки.
Буквы Я,я и их звуки. Буквы Ю, ю и их звуки. Буквы Д,д и
их звуки. Буквы Т,т и их звуки. Буквы З, з и их звуки. Буквы
С,с и их звуки. Буквы Г,г и их звуки. Буквы К,к и их звуки.
Буквы В, в и их звуки. Буквы Ф, ф и их звуки. Буквы Б,б и
их звуки. Буквы П,п и их звуки. Буквы Ж, ж и их звуки.
Буквы Ш,ш и их звуки. Буквы Җ, җ и их звуки.
Буквы Ч, ч и их звуки. Буквы Х, х, Һ, һ и их звуки. Буквы Е, е,
Ё, ё и их звуки. Буквы Щ, щ и их звуки. Буквы Ц, ц и их звуки.
Буквы ь,ъ. Обобщающий урок.Стихотворение “Әлифба”.
Культура общения. Звуки и буквы. Слово. Слово и слог.
Алфавит. Гласные звуки. Согласные звуки.
Перенос слов. Правописание букв гласных и согласных
звуков. Буквы Э-е. Буквы о-ы, ө-е.
Буквы я и ю.Буквы Е, й. Буква В. Буквы К, г. Слова,
обозначающие предмет. Заглавная буква.
Слова, обозначающие признак предметов. Слова
обозначающие действия предметов.
От слова к предложениям. Знаки препинания в конце
предложений.Повторение.
Повторение и обобщающий урок

Период алифбы.

4

Послебукварный период.
Грамматика.

Итого

16ч.

Примечание

2 класс
№
п/п

Раздел/темы

1

Звуки и буквы.

Количе
ство
часов

Контр/
раб

17
3

2

Морфология.

14
1

3

Синтаксис

3

1

Дата

Примечание
Виды деятельности

Гласные звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки. Мягкие и твердые
гласные. Гласные звуки. Буква а, ә.Контрольное списывание.
Буква о. Произношение и правописание. Буквы о,у.
Произношение и правописание. Буква Y, У. Контрольный
диктант. Правописание и произношение. Буквы Ы и Э..
Согласные звуки и буквы.
Звонкие и глухие согласные. Буква К. Звуки [К], [КЪ]. Буква
Г. Звуки [Г] , [ГЪ]. Буква В. Контрольный диктант. Звук [W].
Буквы Х и h. Правописание и произношение. Буква Ж. Буква
н и ее особенности. Буква Й (краткий и). Буква Я, звуки [ЙА],
[ЙЭ]. Буква Ю. звуки [ЙУ], [ЙY]. Буква Е. Звуки [ЙЫ], [ЙЭ].
Разделительный Ъ и Ь знак. Правописание. Буквы Ц и Щ.
Произношение этих звуков. Обобщение.
Части речи. Имя существительное. Собственные и
нарицательные имена существительные. Единственное и
множественное число имен существительных.Контрольный
диктант.
Глагол. Глагол как часть речи. Времена глагола. Прошедшее
время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время
глагола. Повторение по теме «Глагол». Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в предложении.
Словосочетание прилагательное + существительное.
Контрольный диктант
От слов - к предложениям. Предложение. Главные члены
предложения. Второстепенные члены предложения. Порядок
слов в предложении.
Рассказы по сюжетным картинкам. Повторение.
Повторение и обобщение. Проверочная работа и итоговый
контрольный диктант.

4

Итого

34 ч.

3 класс
№
п/п

Раздел/тема

1

Повторение.

Количе
ство
часов
4

Контр/
раб

2

Слово. Состав слова.

3

0

3

Словообразование.

5

1

4

Морфология.

3

1

5

Имя прилагательное.

3

6
7

Имя числительное.
Местоимение..

1
3

0
0

8
9

Глагол.
Синтаксис.

4
5

1

1

Дата

Примечание
Виды деятельности
Повторение. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Буквы ь и ъ. Деление слов на слоги. Ударение. Имя
существительное. Глагол. Имя прилагательное. Главные
члены предложения. Входной диктант. Обобщение и
контроль
Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение
слов. Однозначные и многозначные слова. Синонимы.
Омонимы. Антонимы.
Творческая работа. «Такие разные Словари».
Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень
слова, окончание, понятие «однокоренные слова». Способ
нахождения корня в словах. Однокоренные слова. Сложные
слова. Парные слова. Словообразование. Обобщение и
контроль.
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена
существительные. Число имен существительных. Склонение имён
существительных по падежам. Падежи в татарском языке.
Именительный падеж. Притяжательный падеж. Направительный
падеж. Винительный падеж. Исходный падеж. Местно- временной
падеж. Проверочная работа.
Прилагательные близкие по смыслу. Прилагательные
противоположного значения. Разряды прилагательных по
значению. Роль прилагательных в предложении.
Простые, сложные, составные числительные.
Личные местоимения. Склонение местоимений по падежам.
Вопросительные местоимения
Времена глагола. Спряжение глаголов. Проверочная работа.
Словосочетание и предложение. Назначение предложения, его
признаки (наличие выраженной мысли, интонация её конца, связь
слов); оформление границ предложений в устной и письменной
речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения;
запятые при перечислении.

10
11

Второстепенные члены
предложения. Определение.
Обобщение и повторение.

1

0

Второстепенные члены предложения. Определение.

2

1

Обобщение и повторение.

Итого 34ч

4 класс
Раздел/тема

1

Повторение.

5

2

2

Имя существительное.

6

1

3

Имя прилагательное.

4

1

4

Имя числительное.

1

0

Порядковые и количественные числительные.

5

Местоимение.

3

0

Местоимение. Указательные и притяжательные местоимения.

6

Глагол.
.

4

1

Глагол. Глаголы повелительного и изъявительного наклонения.
Прошедшее, настоящее и будущее формы глаголов

7

Синтаксис.

9

1

Главные члены предложения. Подлежащее. Словарный диктант.
Выражения подлежащего существительными и личными
местоимениями. Главные члены предложения Сказуемое.
Выражение сказуемого глаголами повелительного и
изъявительного наклонения. Место подлежащего и сказуемого в

Количе
ство
часов,

Контр/ Дата
раб

Виды деятельности

№
п/п

Алфавит. Входной диктант. Звуки и буквы. Гласные и согласные
звуки. Ударение. Словари. Словарный диктант. Корень слова.
Окончание. Повторение знаний о морфологии, синтаксисе.
Контрольный диктант
Изменение имён существительных по падежам. Изложение
Различение значения форм принадлежности существительных.
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень
имён прилагательных. Уменьшительная степень.

Примечание

предложении.
Сочинение .Второстепенные члены предложения. Контрольный
диктант
Дополнение.
Нераспространенные и распространенные предложения
.Однородные члены предложения.
8

Повторение пройденного.

2

Итого 34ч

1

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Проект
«Как прекрасен татарский язык» Сочинение Итоговое
тестирование. Контрольный диктант Анализ диктанта.
Обобщающий урок.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Татарский язык» в 1 классе
№п/
п
1

Разделы, темы

Кол-во
часов
1

2
3
4
5

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Письмо длинных и
коротких наклонных линий.
Письмо строчной и заглавной буквы ә Ә.
Письмо строчной и заглавной буквы ү Ү.
Письмо строчной и заглавной буквы Ө,ө.
Письмо строчной буквы ң.

6
7
8
9
10
11
12

Письмо строчной и заглавной буквы Җ,җ.
Письмо строчной и заглавной буквы Һ,һ
Письмо мягкого и твердого знаков ь,ъ
Проверочная работа
Слово. Слово и слог
Звуки и буквы. Алфавит
Слова, которые пишутся с большой буквы

1
1
1
1
1
1
1

13

Гласные звуки. Согласные звуки.

1

14

Перенос слов с одной строки на другую.

1

15

От слова к предложению. Знаки препинания, которые ставятся в конце
предложения.

1

16

Контрольный диктант.

1

1
1
1
1

Дата
факт

Примечание

Календарно-тематическое планирование по предмету «Татарский язык» во

№п/
п

Наименование разделов, тем

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Повторение пройденного. Специфические гласные звуки татарского языка.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Правильная постановка ударения.
Словосочетание. Предложение. Знаки препинания в конце предложения
Входной контрольный диктант.
Звуки и буквы. Алфавит. Работа со словарем.
Контрольный словарный диктант. Гласные звуки.
Работа над ошибками. Твердые и мягкие гласные звуки.
Гласные звуки {а}, {ә}. Гласный звук {о}. Правила письма.
Гласный звук {ө}. Правила письма. Гласные звуки {у}, {ү} Гласные звуки {э}, {ы}
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы К,Г. Согласные
звуки {гъ}, {къ}, {к}, {г}
Буква В. Согласный звук {w} ,{в}. Буквы Х, Һ Согласные звуки {х}, {һ}
Буква Ж.. Согласные звук {ж}. Буква Н. Согласные звук {н}.
Согласные звук {й}. Сочетание йо, йө. Правила письма.
Изложение. «Каен»
Работа над ошибками. Буква Я, звуки {йа}, {йә}.Чтение слогов и слов с буквой Я.
Буква Ю, звуки {йу},{йү}. Чтение слогов и слов с буквой Ю. Буква Е, звуки
{йы},{йэ}. Чтение слогов и слов с буквой Е.
Согласные звуки {ц},{щ}. Глухие и звонкие согласные на конце слова.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Буквы э,е. Правила письма. Двойные согласные.
Имя существительное. Правильная постановка вопроса кто? что? Собственные и
нарицательные имена существительные
Единственное число имени существительного. Множественное число имен
существительных.
Сочинение «Дәрестә».
Работа над ошибками. Повторение и обобщение темы «Имя существительное»

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

2 классе

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
.1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
\1
1
1

Примечание

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Имя прилагательное Словосочетание прилагательное-существительное.
Употребление в речи имен прилагательных. Развитие монологической речи. «Мой
друг».
Контрольный диктант .
Работа над ошибками. Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное».
Глагол. Глаголы прошедшего времени
Глаголы настоящего времени
Глаголы будущего времени Повторение и обобщение темы «Глагол».
Синтаксис. Предложение Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения.
Сказуемое. Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое.
Контрольный диктант.

1
1
1
.1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование по Татарскому языку в 3 классе
№
урока
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

16
17

Тема урока
Авазлар һәм хәрефләр. Звуки и буквы.
Сүзләрне иҗекләргә бүлү, сүз басымы
Деление слов на слоги, ударение
Сузык һәм тартык авазлар. Гласные и согласные звуки.
Калынлык һәм нечкәлек билгеләре
Твердый и мягкий знаки.
Кереш диктант.
Входной диктант
Сүз төркемнәре. Части речи.
Бер һәм күп мәгънәле сүзләр
Однозначные и многозначные слова
Синонимнар. Синонимы. Омонимнар. Омонимы.
Антонимнар. Антонимы.
БСҮ Көзге табигать.
Р/р. Осень
Тамыр һәм кушымча.
Корень и окончание
Ясалма сүзләр.
Сложные слова.
Тамырдаш сүзләр.
Однокоренные слова
Кушма сүзләр. Сложные слова.
Парлы сүзләр. Парные слова
Контроль диктант
Контрольный диктант.

Кол-во
часов
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Морфология. Имя существительное.
Исемнәрнең килеш белән төрләнеше
Изменение существительных по падежам
Контроль диктант
Контрольный диктант .

1
1

Сыйфат.
Имя прилагательное
Синоним һәм антоним сыйфатлар.
Имена прилагательные-синонимы и антонимы

1

1

1

Примечание

18

19
20
21
22

23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сыйфатларның җөмләдәге роле
Роль прилагательных в речи.
Тикшерү эше. Проверочная работа
Сан. Имя числительное.
Зат алмашлыклары.
Местоимения.
Зат алмашлыкларының килеш белән төрләнеше.
Изменение местоимений по падежам
Обучающее издожение.
Өйрәтү диктанты.

1

Фигыль.Глагол.
Хәзерге заман хикәя фигыль. Настоящее время глагола.
Үткән заман хикәя фигыле.Прошедшее время глагола.
Киләчәк заман хикәя фигыле. Будущее время глагола.
Контроль диктант
Контрольный диктант.

1

Сүзтезмә һәм җөмлә.
Словосочетания и предложения.
Җөмлә төрләре.
Виды предложений.
БСҮ Сабан туенда.Хикәя төзү.
Р/р. На сабантуе. Составление рассказа.
Җөмләнең баш кисәкләре
Главные члены предложения.
Контроль эш.
Контрольная работа.
Аергыч.
Определение
Контроль диктант
Контрольный диктант.
Резерв
Резерв
Итого

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
34

Календарно-тематическое планирование по предмету «Татарский язык» в
№ п/п

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока

Кол-во
часов

4 классе
Примечание

Повторение пройденного- 7ч.
Алфавит.
1
Звуки и буквы. Ударение.
1
1
Входной контрольный диктант
Корень и окончание.
1
Морфология. Повторение.
1
Синтаксис. Повторение.
1
1
Диктант по теме «Части речи»
Морфология- 18ч.
Имя существительное
1
Склонение имен существительных по падежам.
1
1
Контрольный диктант за 1 четверть
Имена существительные оканчивающиеся на сонорные буквы.
1
. Единственное и множественное число категории принадлежности
1
Развитие речи .Изложение. Работа над ошибками.
1
Имя прилагательное.
1
Положительная и сравнительная степени прилагательных. Превосходная степень прилагательных.
1
Уменьшительная степень прилагательных. Закрепление. Имя прилагательное.
1
1
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
Имя числительное.
1
Местоимение.
1
Притяжательные местоимения. Указательные местоимения
1
Развитие речи. Изложение.
1
Глагол
1
Повелительное наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола
1
Прошедшее время глагола Будущее время глагола
1
1
Диктант по теме «Глагол»
Синтаксис- 9ч.
Главные члены предложения.
1
Подлежащее. Сказуемое.
1
Сказуемое выраженное глаголами повелительного и изъявительного
1
наклонения
Место подлежащего и сказуемого в предложении.
1
Диктант. Работа над ошибками.
1

31
32
33
34

Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Распространенные и нераспространенные предложения
Однородные члены предложения
Итоговая контрольная работа

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».