МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете
Директор школы
________________________
________________________
Дасаева Р.К.
Протокол № 1 от «31» 08
2023 г.
Дасаева Н.З.
Приказ № 125 от «31» 08
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (татарская) литература»
для обучающихся 1-4 классов
с.Кобылкино 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение на родном (татарском) языке» 1-4 классы разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897»; Примерных программ по учебным предметам Родной (татарский)
язык 1-4 классы.
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение на родном (татарском) языке» 1-4 классы является составной
частью основной образовательной программы начального общего образования .
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном
(татарском) языке» составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Ф.Ш.
Гарифуллиной, И.Х. Мияссаровой «Программа по литературному чтению для
общеобразовательных организаций начального общего образования с обучением на
русском языке (для изучающих татарский язык как родной) для 1-4 классов. – «МагарифВакыт», Казань – 2018.
Для реализации программного содержания используется учебнометодический комплекс:
1. Гарифуллина
Ф.Ш.,
Мияссарова
И.Х. Алифба.
Учебник
для
общеобразовательных организаций начального общего образования с обучением
на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 1 класс. – Казань:
«Магариф-Вакыт», 2018.
2. Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Литературное чтение. Учебник для
общеобразовательных организаций начального общего образования с обучением на
русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 1 класс. – Казань: «МагарифВакыт», 2019.
3. Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Литературное чтение. В двух частях.
Учебник для общеобразовательных организаций начального общего образования с
обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 2 класс. –
Казань: «Магариф -Вакыт», 2019.
4. Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Литературное чтение. В двух частях.
Учебник для общеобразовательных организаций начального общего образования с
обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 3 класс. –
Казань: «Магариф -Вакыт», 2019.
5. Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Литературное чтение. В двух частях. Учебник
для общеобразовательных организаций начального общего образования с обучением на
русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 4 класс. – Казань: «Магариф
-Вакыт», 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Отличительной
особенностью курса литературного чтения на родном
(татарском) языке
является
коммуникативно-познавательная
основа.
Содержание этого курса имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и
познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного
языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что
обеспечивает
реализацию
в
обучении
системно-деятельностного
подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной
школе за счёт реализации трех принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной
активности учащихся.
направленности
обучения
и
творческой
1 класс
Содержание
курса
родного
(татарского)
литературного
чтения
обеспечивает
реализацию
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов:
Личностные:
– по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных
по слоговой структуре;
– спрашивать о значении незнакомых слов;
— соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми
этикетными
формулами
(в
ситуациях
приветствия,
извинения, просьбы,
благодарности);
– понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно
реагировать на них;
– под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе
различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
–
слышать
интонацию
конца
предложения,
определять
количество
произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
– разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
– применять при письме правила оформления границ предложений,
раздельного написания слов.
– различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано»
(орфографическое);
– под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного
текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
– строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря,
собственных впечатлений.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы по родному
(татарскому) литературному чтению
1-го класса
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с
инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать
внешнюю речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия проверки.
Познавательные:
– слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении
учебника нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить
её в словесную форму;
– в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять
действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных
критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих
впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Большая часть универсальных учебных действий выполняется
учащимися под наблюдением учителя, при его участии.
Предметные: Ученик
научится:
– читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами,
понимать читаемое (приблизительный темп
чтения вслух – 25 слов в минуту);
– различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];
– выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их
последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
– выделять слоги, различать ударные и безударные;
– различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость
согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
– соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
– правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и
оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую
сторону своей записи;
– обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в
предложении «опасные при письме места»;
Ученик получит возможность научиться:
– читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в
темпе, близком к темпу устной речи;
– понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
– самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
– при повторном чтении использовать некоторые средства создания
выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
– под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или
главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность
предложений;
– участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при
этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него,
обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
2 класс
Содержание курса родного (татарского) литературного
чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по
татарскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со
взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать
окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой)
для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие
способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире,
обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков
навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
Познавательные:
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема
речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
Коммуникативные:
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц
(слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и
др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при
составлении собственных текстов различных видов.
Предметные:
Обучающийся научится:
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах
продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание,
рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную
мысль высказывания;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным
впечатлениям.
определять тему и основную мысль текста;
озаглавливать текст;
выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
составлять план текста;
распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик),
предусмотренных заданиями;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по
общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать,
известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить
(оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать,
посоветовать, воодушевить);
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от
ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты,
выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с
культурными нормами;
Содержание
чтения обеспечивает
3 класс
курса
родного
(татарского)
реализацию следующих личностных,
литературного
метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать
практическую
значимость
получаемых
знаний
по
татарскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать
навыки
сотрудничества
с одноклассниками
и со
взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой)
для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие
способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире,
обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков
навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
Познавательные:
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема
речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
Коммуникативные:
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц
(слово,
словосочетание,
предложение;
главные
и
второстепенные члены
предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным
критериям;
8
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при
составлении собственных текстов различных видов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей,
помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к татарскому языку как к великой ценности и
культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по
общению, цель и тему общения, его результат;
понимать
речевые
задачи
общения:
что-то
сообщить
(проинформировать, известить),
одобрить (поддержать,
похвалить,
согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить
(уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от
ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику,
жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии
с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять
диалоги,
основанные
на
известных
правилах
продуктивного общения;
составлять
устные
тексты
различных
типов:
повествование,
описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную
мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным
впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик),
предусмотренных заданиями;
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и
синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной
форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы
орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение
к высказанному;
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого
этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь
поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно
обратиться к собеседнику;
соблюдать
культуру
письменного
общения:
писать
буквы,
предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать
аккуратность
в
ведении
записей,
чёткость
и
аккуратность выполнения
письменных работ.
4 класс
Содержание курса родного (татарского) языка и литературного
чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов:
Личностные результаты
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и
современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по
татарскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со
взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой)
для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие
способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире,
обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков
навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема
речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
Познавательные:
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц
(слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и
др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении
собственных текстов различных видов.
Коммуникативные:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик),
предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей,
помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к татарскому языку как к великой ценности и
культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по
общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить
(проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить,
согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить
(уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации
общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты,
выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с
культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах
продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание,
рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную
мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным
впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и
синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной
форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение
к высказанному;
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого
этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь
поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться
к собеседнику;
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в
соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в
ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Содержание учебного предмета 1 КЛАСС
Знания, полученные в детстве – как выточено на камне. Ибрагим
Гази «Книга»
Колыбельная.
Колыбельные, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, сказки., «Шурале».
Смешинки. Сказки. Татарские народные сказки. Шурале. Глупый волк. Буква смотрит
на меня, и я смотрю на букву.
Г.Тукай. Алифба, Дардменд. Дети, айда в школу!
Х.Халиков. Бородатый мальчик, Ш.Галиев. Буквы с витаминами. Мы знаем
о животных и птицах?
Г.Тукай. Гали и коза. Ласточка. Дитя и бабочка, Р.Валиева. Бабочка и муравей,
Э.Мустафин. Конь
Не трудно быть человеком, трудно быть человечным.
Дардменд. Гали, Ж.Дарзаманов. Пять вишен, Ф.Яруллин. Волшебное слово,
Г.Зайнашева. Сколько дней в неделе?,Ш.Галиев. Три глаза светофора.
Весна идёт, весна идёт…
Г.Тукай. Весна, Г.Галиев. Солнце, Г.Сабитов. И солнцу прибавилась работа,
Р.Хафизова. Навруз идёт.
2 КЛАСС
Родина одна.
Габдулла Тукай «Туган тел»,Гариф Галиев «С чего начинается Родина» Устное
народное творчество
Эпипэ, загадки,пословицы, считалочки, “Хэйлэгэ каршу хэйлэ” (татарская народная
сказка)
Осень наступает.
Габдулла Тукай «Осень», Гариф Галиев «Айлар алышынганда» Детство
Юлдуз Шарипова «Волшебные слова», Шявкят Галиев «Рэхмэтлэр хакында»
Зима наступает
Роберт Миннуллин «Белая зима», Гарей Рахим «На нашей горке», Рафис Корбан
«Праздник ёлочки»
Любимые птицы и животные.
Гакиль Сагиров «Акбай», Рабит Батулла «Зайчонок Нуяк», «Курица, мышь и
куропатка» (татарская народная сказка)
Весна наступает, весна улыбается…
Амина Бикчантаева «Месяц апрель», Роберт Миннуллин «Яз керде оебезгэ»,
Рафис Корбан «День Победы».
Дружная семья.
Габдулла Тукай «Наша семья», Зоя Воскресенская «Мама», Галимьян Гильманов
«Хочу быть цветком», Илбдар Юзеев «Бабушка», Ахмет Исхак «Ана рэхмэте»
Ягодное лето.
Явдят Дарзаман «Здравствуй, лето», Рафис Корбан «Солнце – наш друг»
3 КЛАСС
До свидания лето, здравствуй, школа!
Разиль Валиев «До свидания, лето»,Мажит Гафури «Книга и дети», Газинур Морат
«Родной язык».
Жемчужины собираю
По следам сказок, «Кто победитель?» (татарская народная сказка) Басни
Габдулла Тукай «Пчела и мухи».
Осень наступает.
Ильгизар Султан «Осень», Фанис Яруллин «Козге табын», Муса Джалиль «Праздник
урожая».
Родной край.
Резеда Валиева «Самая красивая земля», Лябиб Лерон «Татар баласы». Зима
наступает
Фатих Хусни «Первый снег», Габдулла Тукай «Жир йокысы». Правила
поведения
Абдулла Ахмет «Мальчики не поняли», Ахсан Баянов «Доброта
возвращается», Васима Хайруллина.Правила поведения за столом.
Семья.
Абдулла Алиш «Утлы йомырка», Муса Джалиль «Себерке экияте». Весна.
Шявкят Галиев «Жиргэ язны кем китерэ?», Гильмия Тагирова «Тополь Дании».
Мы – друзья сказок.
Габдулла Тукай «Су анасы», Абдулла Алиш «Чукмар белэн Тукмар» В здоровом
теле – здоровый дух.
Сания Ахметзянова «Урнэк алыйк» Лето
наступает.
4 КЛАСС Золотые
слова народа
Телега (Татарская народная сказка), Жаворонок и Солнце. (Миф), Сак-Сук. (Баит)
Природа в творчестве писателей
Г.Тукай. Луна и Солнце. Фатима и Соловей. Шурале.
М.Джалиль. Дождь. Родник.
А.Алиш. Хвосты. Кому нужно, кому не нужно.
Г.Хасанов. Зимний лес.
С.Ахметзянова. Давайте, беречь Родину-мать.
Детские писатели
Ш.Галиев. Камырша. Соседское яблоко. Мой брат учит стих. Страшная весть.
Х.Халиков. Дедушка. Нет времени. Сказка о воробышке Чырчыр. Какая птица.
Поторопимся сделать добро
Р.Хафизова. Голубь и мальчик.
А.Баян. Белки возле собаки.
М.Зощенко. Бедный Федя. Р.Валиева.
В день Победы. Счастливое детство
Н.Гиматдинова. Болтливая коза.
Ю.Ермолаев. Часы спасли.
Таинственный мир
Г.Х.Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
Л.Лерон. сын Шурале.
З.Хуснияр. Песня Шурале.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс.
№
Раздел
Кол-во часов
1
Добукварный период
2
2
Букварный период
9
3
Послебукварный период
6
Всего
17
2 класс.
№
Раздел
Кол-во часов
1
Родная сторона
1
2
Народная мудрость гласит
4
3
Осень золотая
3
4
Детство
3
5
Зима
4
6
Наши друзья
6
7
Весна красна пришла
3
8
Дружная семья
5
9
Лето, ах лето…
5
Всего
34
3 класс.
№
Раздел
Кол-во часов
1
До свидания лето, здравствуй, школа!
3
2
Жемчужины собираю
3
3
Басни
3
4
Осень наступает.
3
5
Родной край.
2
6
Зима наступает
2
7
Правила поведения
3
8
Семья.
3
9
Весна.
2
10
Мы – друзья сказок.
3
11
В здоровом теле – здоровый дух.
2
12
Лето наступает.
5
Всего
34
4 класс.
№
Раздел
Кол-во часов
1
Золотые слова народа
6
2
Природа в творчестве писателей
11
3
Детские писатели
8
4
Поторопимся сделать добро
4
5
Счастливое детство
2
6
Таинственный мир
3
Всего
34
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Тема учебного занятия
1
Устная и письменная речь. "Исәнме, мәктәп.
"ТанышБулыйк!".
Речь.Общение.Предложение. Текст "Иң күңелле
кӛн".
Ты знаешь сказки ? Связная речь. На спортивной
площадке. Слова обозначающие предмет. Семья.
Общение. В городе.
Гласные и согласные звуки.
Звуки [а], [ә], буквы а,ә. [ы] , [э] , звук [и] , буквы
ы,э,и
Звук [у] , буква у. Звук [ү], буква ү
Звук [о] , буква о. Звук [ӛ], буква ӛ
Гласные звуки. Повторение. Звук [н] , буква н.
Звук [ч] и [х] , буква ч,х. Звук [һ], буква һ.
1
1
1
10
11
12
13
14
Звуки [щ], [ц] буквы щ,ц. Буквы ь,ъ.
Бишек җырлары / Колыбельные песни. Тел
шомарткычлар, тизәйткечләр / Скороговорки
Закия Туфайлова. Әлифбам / Мой букварь
Резеда Валиева. Беренчеләр / Первоклассники
Шайхи Маннур. Яхшы бел / Знай хорошо
Габдулла Тукай. Гали белән Кәҗә / Гали и Коза;
Карлыгач / Ласточка;
1
1
1
1
1
15
16
17
Бала белән Күбәләк ,ребенок и бабочка
Мой родной язык.
Итоговый урок. Моя Родина
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество Проведено
часов по
фактически
плану
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
Тема учебного занятия
1
Габдулла Тукай. Туган тел / Родной язык
Закия Туфайлова. Туган ил / Родная страна
Резеда Валиева. Туган җир / Родная земля Гариф
Галиев. Туган ил кайдан башлана? / С чего
начинается Родина?
Ринат Маннан. Татарстан флагы / Флаг Татарстана
Газинур Морат. Иң матур ил / Самая прекрасная
страна
Казан кайнаган урын / Легенда о Казани
Шәһәр нигә Казан дип аталган? / Легенда о том,
почему город называется Казань?
Творческая работа
Әпипә / Народная песня
Матур булсын /Народная песня «Пусть будет
прекрасно»
Табышмаклар / Загадки Санамышлар / Считалки
Мәзәкләр / Шутки
Мәкальләр / Пословицы
Әкиятләр / Сказки.
Хәйләгә каршы хәйлә / Татарская народная сказка
«Хитрость против хитрости» Тематический тест
Музахит Ахметзянов. Көз / Осень
Николай Сладков. Көз җитте / Наступила осень
Амина Бикчантаева. Тәмле сүз / Приятное слово
Шаукат Галиев. Рәхмәтләр хакында / Про
«спасибо!»
Рафис Гиззатуллин. Тылсымлы сүз / Волшебное
слово
Накип Каштанов. Ачулы туп / Злой мячик
Тематический тест
Шаехзадэ Бабич. Кышкы юл / Зимняя дорога
Шариф Биккул. Урман читендә / На опушке леса
Жавад Таржеманов. Һай, Кыш бабай... / О-оо Дед
Мороз!
Резеда Валиева. Ак песи / Белая кошка
Рабит Батулла. Куян баласы Нуян / Зайчонок Нуян
Муса Джалиль. Күке / Кукушка
Зиннур Хуснияр. Тукран тәүбәсе / Раскаяние дятла
Амина Бикчентаева. Үрдәк беренчелекне алган /
Как утка стала победительницей
Кем нәрсә ярата / Татарская народная сказка. «Кто
что любит?»
Итагатьле мәче / Литовская народная сказка
Комсызлык бәласе / Венгерская народная сказка.
«Жадность погубила»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Количество Проведено
часов по
фактически
плану
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Юмарт Дөя / Казахская народная сказка «Щедрый
Верблюд»
Амина Бикчантаева. Апрель ае / Месяц апрель Марс
Шабаев. Ташу / Половодье
Роберт Миннуллин. Яз керде өебезгә / Весна
пришла в наш дом
Закария Ахмеров. Агачлар да авырый / И деревья
болеют
Рафис Корбан. Җиңү бәйрәме / Праздник Победы
Хакимзян Халиков. Рәхмәт сезгә, ветераннар! /
Спасибо вам, ветераны!
Рафис Гиззатуллин. Миләш нигә әче? / Отчего
рябина кислая?
Ильдар Юзеев. Һәркемнең үз эше / У каждого своё
дело
Клара Булатова. Әниемнең кызы юк бит / Нет у
мамы дочки
Рустем Мингалим. Канатларың булса / Были бы
крылья
Ахмет Исхак. Ана рәхмәте / Благодарность матери
Братья Гримм. Боткалы чүлмәк / Горшок каши
Сочинение.
Работа над ошибками.
Эльмира Шарифуллина. Сабантуй / Сабантуй
Рафис Корбан. Кояш – безнең дустыбыз / Солнце –
наш др
Итоговый урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема учебного занятия
Количество Проведено
часов по
фактически
плану
Мазит Гафури. Китап һәм балалар / Книга и дети
Вакыйф Нуриев. Китап / Книга
Габдулла Тукай. Кызыклы шәкерт / Забавный
ученик
Газинур Морат. Туган тел / Родной язык
Каюм Насыри. Акыллы һәм яхшы холыклы /
Умный да еще и добрый Творческая работа
Табышмаклар / Загадки
Әкият эзләре буйлап / По следам сказок.
Бүре, кәҗә, кәбестә / Волк, коза, капуста Кем
җиңүче? / Татарская народная сказка. «Кто
победитель»
Каюм Насыри. Комсыз эт / Жадный щенок
1
1
1
Габдулла Тукай. Умарта корты һәм чебеннәр /
Пчела и мухи
Дания Гайнетдинова. Көзге урман / Осенний лес
Фанис Яруллин. Көзге табын / Осенние явства
Идрис Туктар. Урман букеты / Лесной букет
Николай Сладков. Алтын көз / Золотая осень
Муса Джалиль. Уңыш бәйрәме / Праздник урожая
Резеда Валиева. Иң матур җир / Самое красивое
место
Лябиб Лерон. Татар баласы / Татарский ребенок
Гумар Баширов. Нинди ул Татарстан? / Какой он
Сочинение.
Работа над ошибками.
1
Фатих Хусни. Беренче кар / Первый снег Виталий
Бианки. Куян, Көртлек, Аю һәм Кыш бабай / Заяц,
Куропатка, Медведь и Дед Мороз
Габдулла Тукай. Җир йокысы / Сон земли Абдулла
Ахмет. Кышкы матурлык / Зимняя красота
Роберт Миннуллин. Чыршы әйләнәсендә / Вокруг
ёлки
Васима Хайруллина. Әдәп / Приличие
Абдулла Ахмет. Малайлар аңламады / Мальчики не
поняли
Ахсан Баян. Яхшылык кире кайта / Доброта
возвращается
Накип Каштанов. Йөнтәс песи баласы / Мохнатый
котёнок
Резеда Валиева. Яңа көрәк / Новая лопата
Рафис Гиззатуллин. Көтелмәгән сорау /
Неожиданный вопрос
Резеда Валиева. Туган көндә / В день рождения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Анас Хасанов. Сез ни әйтерсез икән? / А вы что
скажете?
Абдулла Алиш. Утлы йомырка / Огненное яичко
Рабит Батулла. Карурманга бара Мөбарәк / Мубарак
идет в тёмный лес
Фанис Яруллин. Кояштагы тап / Пятно на солнце
Шаукат Галиев. Җиргә язны кем китерә? / Кто
приносит весну?
Дардеменд. Кояш нурлары / Солнечние лучи
Гильмия Тагирова. Дания тополе / Тополь Дании
Гөлчәчәк / Гульчачак. Татарская народная сказка
Соңгы бөртек / Последнее зернышко. Удмуртская
народная сказка
Тату туганнар / Дружная родня. Корейская народная
сказка
Габдулла Тукай. Су анасы / Водяная
Абдулла Алиш. Чукмар белән Тукмар / Два петуха.
Чукмар и Тукмар
Внеклассное чтение по сказкам Инсценировки
сказок.
Йолдыз Шарапова. Татарстан — спорт иле /
Татарстан — страна спорта
Хакимҗан Халиков. Хәрәкәттә — бәрәкәт / В
движение — сила
Сания Ахметзянова. Үрнәк алыйк / Возьмём пример
Марзия Файзуллина. Җәй җитте / Пришло лето
Габдулла Тукай. Яңгыр / Дождик
Галимжан Ибрагимов. Җәйге көндә / В летний день
Гариф Ахунов. Сабан туенда / на Сабантуе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4класс
№
Тема учебного занятия
1
Җил арба / Телега ветра. Татарская народная сказка
Җил иясе / Хозяин Ветра. Миф
Тургай һәм Кояш / Жаворонок и Солнце. Миф
Фатих Амирхан. Ай өстендә Зөһрә кыз / Зухра на
Луне
Сак-Сок / Сак-Сок. Баит
Иван Крылов. Карга белән Төлке / Ворона и Лисица.
Басня
Мазит Гафури. Чикерткә белән Кырмыска /
Стрекоза и Муравей.
Габдулла Тукай. Яшь агач / Молодое дерево.
Басня
Габдулла Тукай. Ай һәм Кояш / Луна и Солнце
Габдулла Тукай. Фатыйма белән Сандугач /
Фатыма и Соловей
Габдулла Тукай. Шүрәле / Шурале
Муса Джалиль. Яңгыр / Дождик
1
Абдулла Алиш. Койрыклар / Хвосты
Наби Даули. Бала болыт / Облако – дите
Рашит Башар. Сандугачлы Ак инеш / Соловьиная
Гарафи Хасанов. Кышкы урман / Зимний лес
Фанис Яруллин. Иң бәхетле төн / Самая счастливая
ночь.
Шаукат Галиев. Камырша / Стих о толстом
мальчике. Камырша
Шаукат Галиев. Минем абый шигырь ятлый... / Мой
брат учит стихи.
Роберт Миннуллин. Әни, мин көчек күрдем / Мама,
я увидел щенка
Роберт Миннуллин. Спортның яңа төре / Новый вид
спорта
Хакимзян Халиков. Дәү әти. Мой дед.
Хакимзян Халиков. Чыпчык баласы Чырчыр
турында әкият / Сказка о воробушке
Хакимзян Халиков. Нинди кош / Что за птица?
Фанис Яруллин. Ап-ак иткән / Девочка «трудяга»
Фанис Яруллин. Юылмас хурлык / Несмываемый
стыд
Сарвар Адгамова. Дуслар / Друзья
Ахсан Баян. Эт янында тиеннәр / Белки вокруг
собак
Даржия Аппакова. Шыгырдавыклы башмаклар /
Скрипучие башмаки
Михаил Зощенко. Мескен Федя / Бедный Федя
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Количество Проведено
часов по
фактически
плану
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Резеда Валиева. Җиңү көнендә / В день Победы
Сочинение.
Ганс Христиан Андерсен. Чыдам кургашын солдат /
Стойкий оловянный солдатик
Джонатан Свифт. Гулливер сәяхәте / Путешествие
Гулливера
Юрий Ермолаев. Сәгать ярдәм итте / Часы помогли
Лябиб Лерон. Шүрәле малае / Сын Шурале
Адлер Тимергалин. Сәер планетада / На странной
планете (отрывок)
Ганс Христиан Андерсен. Чыдам кургашын солдат /
Стойкий оловянный солдатик
Джонатан Свифт. Гулливер сәяхәте / Путешествие
Гулливера
1
1
1
1
1
1
1
1
1