РП по родному (татарскому) языку для 10-11 (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете

Директор школы

________________________

________________________

Дасаева Р.К.
Протокол №1 от «31» 08
2023 г.

Дасаева Н.З.
Приказ №125 от «31» 08

2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (татарский) язык»
для обучающихся 10-11 классов

с.Кобылкино 2023 г

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному татарскому языку для 10,11 классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Основной образовательной
программы основного общего образования МОУ СОШ с.Кобылкино, учебного плана МОУ СОШ с.Кобылкино.
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА"РОДНОЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК"В 10, 11 КЛАССАХ
Личностными результатами изучения предмета «Татарский язык » является формирование следующих умений:
- Осознавать эстетическую ценность татарского языка и литературы
- Проявлять потребность сохранить чистоту татарского языка и литературы как явления национальной
культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины
неудач.
Метапредметными результатами изучения предмета «Татарский язык и литература» является формирование следующих учебных
действий:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
Предметными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться
орфоэпическим словарём;

по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного
строения и написания слов разных частей речи;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться
лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и
употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов;
употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с
вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и
выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с
помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК"
10 КЛАССЕ
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
На основе коммуникативной компетенции в 10-11 классах совершенствуются все виды речевой деятельности. Выпускник
обладает базовыми умениями и навыками правильного выбора и свободного использования языка в жизненно важных для учащихся сферах
и ситуациях общения, составляет тексты в соответствии с литературными нормами татарского языка, относящиеся к разным жанрам и
функциональным стилям, выполняет лингвистический анализ текста, совершенствует знания о языковых нормах, речевого этикета, умеет
правильно использовать изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств разных функциональных разновидностей языка,
выполняет переводы с русского на татарский язык текстов разных жанров.
Речь. Язык и речь. Формы речи (устная и письменная; монологическая и диалогическая). Языковые и речевые единицы. Основные
особенности устной и письменной речи. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи
(аудирование). Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
Текст как вид речевой деятельности. Устные и письменные тексты. Смысловая и композиционная цельность текста. Средства связи
в тексте. Структура текста. Композиционные и жанровые разновидности текстов.
Функциональные разновидности языка. Разговорный язык, язык художественной литературы, функциональные стили – научный,
публицистический, официально-деловой, стиль электронных средств коммуникации, их особенности.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научнолингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, знания основных понятий уровней лингвистики,
взаимосвязи каждого уровня друг с другом, причин активных процессов в языке, осознавании принципов классификации словарного состава
языка, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников. Выпускник владеет системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных
разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения.
1. Повторение изученного материала в 5-9 классах.
2. 2. Общие сведения о татарском языке.
Язык как средство общения. Язык и речь. Язык как памятник духовного наследия. История письменности татарского языка. Понятие о
рунической, уйгурской, арабской, латинской и кириллической письменностях. Возникновение письменного литературного языка.
Современный татарский (национальный) литературный язык. Языковые единицы. Роль языка в жизни человека и общества. Понятие о
литературном языке. Литературный язык и диалект. Формы существования татарского языка: разговорная речь, территориальные и
социальные диалекты. Диалекты татарского языка.
3. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Общее понятие о фонетике и орфоэпии. Звук. Фонема. Система гласных и согласных звуков в татарском и русском языках. Ударение в
татарском языке. Работа с интонацией. Общие сведения о графике и орфографии. Орфографические принципы татарского языка.
Орфоэпические и орфографические нормы татарского языка.
4. Лексикология и фразеология
Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Слова тюрко-татарского происхождения и заимствования. Словарный
состав татарского языка. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Стилистические слои лексики. Особенности употребления
фразеологизмов в речи. Увеличение лексического и фразеологического состава татарского языка в условиях двуязычия. Основные
лексические нормы татарского языка. Лексические средства выразительности. Лексический анализ слова.
5. Морфемика (морфемный строй языка) и словообразование
Общие сведения о строении и образовании слов. Морфема как минимальная значимая единица языка. Способы словообразования в
татарском языке. Общие сведения об исторических изменениях в структуре слов. Понятие об этимологии. Выразительные
словообразовательные средства. Морфемный и словообразовательный анализ.
7. Повторение. Контрольная работа.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Этнокультуроведческая компетенция направлена на совершенствование представлений выпускника о неразрывности языка и
этнической культуры. Выпускник владеет навыками разпознавания этнического своеобразия, отраженного в языковых единицах,
понимания общего и специфичного на разных языках и культурах, определения возможностей отражения языковой картины мира,
необходимости сохранения и развития этнической культуры, представления о достижениях этнической культуры, об особенностях
взаимовлияния культур и языков, о специфике би-и полилингвизма.

1. Язык и культура
Взаимосвязь языка, культуры и истории татарского народа. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного татарского
быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; татарские имена. Татарские пословицы и поговорки. Лексика, заимствованная из
других языков, особенности ее освоения.
2. Речевой этикет татарского языка.
Употребление соответствующих норм речевого этикета в зависимости от типа коммуникации.
11 КЛАСС
На основе коммуникативной компетенции в 10-11 классах совершенствуются все виды речевой деятельности. Выпускник
обладает базовыми умениями и навыками правильного выбора и свободного использования языка в жизненно важных для учащихся сферах
и ситуациях общения, составляет тексты в соответствии с литературными нормами татарского языка, относящиеся к разным жанрам и
функциональным стилям, выполняет лингвистический анализ текста, совершенствует знания о языковых нормах, речевого этикета, умеет
правильно использовать изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств разных функциональных разновидностей языка,
выполняет переводы с русского на татарский язык текстов разных жанров.
Речь. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевые единицы. Речевая ситуация и ее
основные компоненты.
Текст как вид речевой деятельности. Анализ текста. Соблюдение норм построения текста (логичность, связность, соответствие теме,
последовательность и др.).
Функциональные разновидности языка. Национальные особенности речевого этикета, речевые нормы межкультурной
коммуникации. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей
адресата, ситуации и сферы общения.
Художественность речи. Умение применять национальные культурные нормы в официальном и неофициальном общении. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм; корректное применение формул речевого этикета.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного татарского языка. Основные признаки
художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других
функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научнолингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, знания основных понятий уровней лингвистики,
взаимосвязи каждого уровня друг с другом, причин активных процессов в языке, осознавании принципов классификации словарного состава

языка, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
старшеклассников. Выпускник владеет системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных
разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения.
1. Общие сведения о татарском языке.
Языки мира и их классификация. Родственные и неродственные языки. Семья тюркских языков. Регионы проживания татар. Место
татарского языка в группе тюркских языков. Татарский язык – язык татарской литературы. Образно-выразительные средства татарского
языка и их использование в речи. Речевые единицы.
2.Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Взаимодействие частей речи. Основные
морфологические нормы татарского языка. Морфологические средства выразительности. Морфологический анализ слова.
3.Синтаксис
Словосочетание и предложение. Синтаксическая связь в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Виды простых
предложений.
Сложные предложения. Строение сложноподчиненных предложений в татарском и русском языках.
Общие сведения о синтаксисе текста. Основные синтаксические нормы языка. Основные синтаксические средства выразительности.
Синтаксический анализ.
4.Пунктуация
Знаки препинания в татарском языке. Пунктуационно-смысловой отрезок. Пунктуационные нормы татарского языка.
5. Стилистика и культура речи
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности,
выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативные словари
современного татарского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, орфографический словарь. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание
устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового,
научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
6. Повторение. Контрольная работа
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Этнокультуроведческая компетенция направлена на совершенствование представлений выпускника о неразрывности языка и
этнической культуры. Выпускник владеет навыками разпознавания этнического своеобразия, отраженного в языковых единицах,
понимания общего и специфичного на разных языках и культурах, определения возможностей отражения языковой картины мира,

необходимости сохранения и развития этнической культуры, представления о достижениях этнической культуры, об особенностях
взаимовлияния культур и языков, о специфике би-и полилингвизма.
1. Язык и культура
Отражение в татарском языке материальной и духовной культуры татарского и других народов. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Основные понятия об этнонимах и топонимах татарского языка.
2. Речевой этикет татарского языка.
Особенности татарского речевого этикета. Лингвистический анализ текста, выявление в тексте языковых единиц с национальнокультурным компонентом с помощью толкового, этимологического, фразеологического и т.д. словарей.

Тема раздела

III.Тематическое планирование уроков татарского языка в 10 классе
с указанием количества часов, отводимых на изучение предмета
Номер Тема урока
урока

Кол-во
часов

Татарский язык

1

Язык - средство общения, социальное и политическое явление.

1 ч.

Язык- средство общения, социальное
и политическое явление
Фонетика

2

Основные функции языка.

1 ч.

3

Гласные звуки и их изменение.

1 ч.

4

Согласные звуки и их изменение.

1 ч.

5

Слог. Ударение. Интонация.

1 ч.

6

Графика и орфография.

1 ч.

7

Диктант с грамматическим заданием. Великий дух матери.

1 ч.

8

Лексическое значение слова. Одно и многозначные слова.

1 ч.

9

Р.Р. Сочинение на свободную тему.

1 ч.

10

Прямое и переносное значение слова.

1 ч.

11

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

1 ч.

12

Фразеологизмы.

1 ч.

13

К.Р по теме "Лексикология".

1 ч.

14

Состав слова и его образование. Значимые части слова.

1 ч.

15

Функции окончаний. Словообразующие окончания.

1 ч.

Лексикология

Состав слова и его образование

Повторение

16

Итоговая контрольная работа. Диктант и тест.

1 ч.

17

Работа над ошибками в К.Р. Повторение пройденных тем: фонетика,
лексика и словообразование
ИТОГО:

1 ч.
17 ч.

Тематическое планирование уроков татарского языка в 11 классе с указанием количества часов, отводимых на изучение предмета
Тема раздела

Морфология

Синтаксис

Номер урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение. Повторение темы "Морфология". Имя существительное.

1ч.

2

Имя прилагательное.

1ч.

3

Имя числительное. Виды числительных по значению.

1ч.

4

Наречие.

1ч.

5

Местоимение.

1ч.

6

Глагол. Звукоподражательные слова.

1ч.

7

Модальные части речи.

1ч.

8

К.Р по теме "Морфология".

1ч.

9

Синтаксис. Связь слов в предложении. Словосочетание.

1ч.

10

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

1ч.

11

К.Р по теме "Главные и второстепенные члены предложения".

1ч.

12

Модальные члены предложения. Сложноподчиненное предложение.

1ч.

Стилистика

13

Текст. Прямая и косвенная речь.

1ч.

14

К.Р. по теме "Синтаксис".

1ч.

15

Стилистика.

1ч.

16

Итоговая контрольная работа.

1ч.

17

Работа над ошибками. Повторение темы «Морфология».

1ч.

ИТОГО

17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».