Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете
Директор школы
________________________
________________________
Дасаева Р.К.
Протокол №1 от «31»
08.2023г.
Дасаева Н.З.
Приказ №125 от «31» 08.
2023г.
Рабочая программа
учебного курса « Индивидуальная проектная деятельность»
для 10 класса
в соответствии с ФГОС СОО
Составитель:Ширяева Дания Фаритовна,
учитель географии
с. Кобылкино 2023г.
1. Пояснительная записка
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько
человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять
их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным,
контактным в различных социальных группах.
Рабочая программа курса « Индивидуальная проектная деятельность» рассчитана на
учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом
основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к
исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как
знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в
вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая
программа курса
«
Индивидуальная
проектная
деятельность» рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю, однако этим работа
учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики
в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством
освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
Основные задачи:
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов
научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и
отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический
список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные
задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени
образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер.
Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с
социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы
исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в
научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
2. Планируемые результаты проектной деятельности:
Личностные
У школьников будут сформированы:
·
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
· адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
·
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
·
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
·
·
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)
№ п/п
этапа
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
педагога,
руководителя проекта
1.
Определение
Определение темы, Мотивирует учащихся,
Иниции конкретной,
уточнение целей.
объясняет
цели,
рующи причем
социально Выбор
рабочей наблюдает.
й
значимой
группы.
Ставит цели и задачи
проблемы:
обучения,
развития,
исследовательской,
воспитания
в
информационной,
контексте
темы
практической.
В
проекта.
некоторых
случаях
проблема ставится
перед
проектной
группой
внешним
заказчиком.
2.
Планирование действий Анализируют
Помогает в анализе
Осново по
разрешению проблему,
и синтезе, наблюдает,
полага проблемы
– формулируют
контролирует.
ющий
пооперационная
задачи, определяют Формирует
разработка проекта, в источники
необходимые
которой
приводится информации,
специфические умения
перечень конкретных
выбирают критерии и навыки.
действий с указанием оценки результатов,
результатов, сроков и обосновывают свои
ответственных.
критерии
успеха,
Определение
вида распределяют роли
продукта
и
сроков в
команде,
презентации.
составляют
план
конкретных
действий.
3.
Исследование учащихся Выполняют
Наблюдает,
Прагма как
обязательное исследование.
консультирует,
тически условие
Собирают
и контролирует.
й
каждого проекта. Поиск уточняют
Обобщает
новое
информации,
которая информацию,
содержание
затем
выбирают
образования,
обрабатывается,
оптимальный
полученное
в
осмысливается
и вариант, уточняют результате
представляется
участниками проектной
группы.
4.
Заключ
ительн
ый
5.
Итогов
ый
Результатом работы над
проектом
является
продукт,
который
создается
участниками проектной
группы в
ходе
решения
поставленной
проблемы.
планы
деятельности.
Оформляют проект,
изготавливают
продукт.
Участвуют
в
коллективном
анализе
проекта,
оценивают
свою
роль, анализируют
выполненный
проект,
выясняют
причины успехов,
неудач.
Проводят
анализ
достижений
поставленной цели.
Представление
Защищают проект,
заказчику
и
(или) участвуют
в
общественности
коллективной
готового продукта, с оценке результатов
обоснованием, что это проекта.
наиболее эффективное
средство
решения
поставленной
проблемы,
т.
е.
презентация продукта.
работы над проектом.
Наблюдает, советует,
направляет
процесс
анализа. Помогает в
обеспечении проекта.
Участвует
в
коллективном анализе и оценке
результатов.
3.Содержание курса
Этап 1.
Метод проектов ( 17 ч.)
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования,
структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления
проектной деятельности.
Этап 2.
Планирование работы ( 10 ч).
Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.);
определение количества участников проекта, состава группы; определение источников
информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование
итогового продукта( формы представления результатов):
-отчёт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов),
-издание сборника, фильма, макета и т.д.;
установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
распределение обязанностей среди членов команды.
Этап 3.
Исследовательская деятельность (28 ч).
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных
источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.
Этап 4.
Обработка результатов (5 ч).
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Этап 5.
Итоговый этап (8 ч.)
Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны.
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература.
1. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под
ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
2. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над
проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия
развития, 2008.
4. Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.:
Аркти, 2005
5. Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном
образовании»-М.: МИОО,2006
6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной
деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
7. Арцев
М.Н.
Учебно-исследовательская
работа
учащихся
(методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29
8. Чечель
И.Д.
Метод
проектов:
субъективная
и
объективная
оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11.
9.Щербакова С.Г. Организация проектной
деятельности
в образовательном
учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
10. http://festival.1september.ru/articles/532929/
11. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
п/п
Этап 1. Метод проектов
1. Вводное
1
занятие. Знакомство с проектной деятельностью.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
История метода проектов.
Метод проектов в России.
Основные требования к проектам
Структура учебного проекта
Классификация учебных проектов
Терминология в проектной деятельности
Портфолио разных типов проектов
Паспорт проектной работы
Возможные выходы проектной деятельности
Возможные направленности выхода проектной деятельности
Этап 2. Планирование работы
12
Выбор темы проекта
13 Определение типа проекта
14 Разработка целей и задач проекта
15 Планирование работы по реализации проекта
16 Оценка результатов проектной работы
Этап 3. Исследовательская деятельность
17 Определение предмета и объекта исследования
18 Подбор теоретического материала по выбранной теме
19 Анализ литературных источников по выбранной теме
20
21
Использование материалов сети ИНТЕРНЕТ по выбранной теме
Подбор методик проведения экспериментов
22
23
Составление анкет, вопросов интервью
Оформление результатов анкетирования и интервьюирования
24 Отработка методов исследования
25 Проведение наблюдений
26 Подведение итогов экспериментальной работы
Этап 4. Обработка результатов
27 Анализ результатов эксперимента
28 Обработка данных анкетирования
29 Обсуждение выводов и рекомендаций
30 Компьютерная обработка материала
Этап 5. Итоговый этап
31 Подготовка проектной работы. Оформление проекта
32 Предзащита проекта
33 Корректировка проекта
34 Защита проекта
Структура
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Требования к содержанию
Титульный лист Содержит:
– наименование учебного заведения, где выполнена работа;
– Ф. И. О. автора;
– тему работы;
– Ф. И. О. руководителя;
– город и год
Оглавление
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров
страниц, на которых размещается материал
Введение
Содержит:
– актуальность;
– объект проекта;
- цель работы;
– задачи;
– методы исследования;
– практическая значимость;
– апробация;
– база исследования
Основная часть Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно
(не
более исследуемой теме
10–15 с.)
Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны
состоять
из
нескольких
пунктов,
подводящих
итог
выполненной работе
Список
литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при
написании работы
Приложения
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе