!РТ Родная (тат_) литература 5-9 (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Кобылкино
Управление образования Каменского района Пензенской области
МОУ СОШ с. Кобылкино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете

Директор школы

________________________

________________________

Дасаева Р.К.
Протокол №1 от «31» 08
2023 г.

Дасаева Н.З.
Приказ №125 от «31» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (татарская) литература»
для обучающихся 5-9 классов

с.Кобылкино 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Татарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов,
духовно- нравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной
философии татарского народа, участвует в формировании национального самосознания,
самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из основных предметов
гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и нравственноэстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию
жизни и моделированию действительности, создает при помощи изобразительновыразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное отношение
к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным
образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения
литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а также
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познаниямира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение
обучающимисяпроизведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и
анализа с опорой на принципы единства художественной формы и содержания; создание
условий для развития национального самосознания, осознания этнической
принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре,
мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык» и
«Литература».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной
(татарской)литературе как существенной части родной культуры, приобщение
обучающихся к культурномунаследию и традициям своего народа, а также
формирование грамотного читателя, способного использовать свою читательскую
деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
– развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
– приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через
введениеэлементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретиколитературными понятиями;
– знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с
историческимпроцессом;
– развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной
диалогической имонологической речи на татарском языке);
– формирование читательского кругозора;

– формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
– развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;
– овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общегообразования учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение предмета «Родная (татарская) литература» в общеобразовательных
организациях с обучением на родном (татарском) языке отводится 1 час в неделю во всех
классах основного общего образования, по 34 часа в каждом классе.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству,
чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ
культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества,
воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное
многообразие явлений;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным,
языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом познавательных интересов;
• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение
норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом
коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических
ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина
полиэтнического, поликонфессионального государства;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного
наследия народов Татарстана, России и всего мира.
Метапредметные результаты изучения татарской литературы в инокультурной среде:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей, потребностей;
 умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и
ситуации;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по
татарской литературе выражается в следующем:
 понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, фольклора
народов России и всего мира; татарской классической и современной литературы,
литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
 осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового
анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
 владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении
художественного произведения;
 умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя
цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
 умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями
разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и
различия);
 владение навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями
литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя),
определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
 владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение;
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное
мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и
прочитанную информацию;
 использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в
практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел. В давние времена 5 часов. Устное народное творчество – духовное наследие
народов. Изображение в них национального мировоззрения и менталитета. Система образов в
произведениях фольклора. Поэтические особенности: сравнения, олицетворения,
метафоричность, аллегоричность. Сказки, их виды. Герои сказок. Поэтические особенности
народных сказок. Отражение психологии и идеалов народов в сказках. Татарские народные
сказки «Ак бүре» /»Белый волк», «Башмак»/ «Башмачки»,«Абзар ясаучы төлке» /«Лисицамастерица», «Өч кыз» /«Три сестры», «Куркак юлдаш» /«Трусливый спутник» и др.
Раздел Литературные сказки. 3 часа. Созвучность и различия татарского народного
устного творчества и фольклора других народов. Связь татарской литературы с
фольклором. Изучение сказки К.Насыри «Патша белән карт» / «Падишах и старик». Усвоение
термина литературный герой.Художественный вымысел литературной сказки Г. Тукая «Су
анасы» /»Водяная». Поэтические особенности сказки-поэмы. Картина Б.Альменова
«Водяная». Фольклорное начало в произведении Т.Миннуллина «Гафият турында әкият», /
«Сказка о Гафияте». О кукольном театре «Әкият» в Казани.
Раздел Система образования у татар 3 часа. Медресе «Мухаммадия», Казанская
учительская школа, Казанский университет. Ознакомление с художественным
произведением «Мөгаллим»/«Учитель». Г.Исхаки. Авторский идеал. Лирический герой
Дардеменда: стихотворение «Кил, өйрән» /«Иди, научись» Содержание лирического текста,
изображение поэтом чувств-переживаний. Символические образы в произведении. Жизнь и
творчество Дардеменда.
Раздел «Детство» 5 часов. Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар»
/«Оставшиеся в памяти». Анализ образа повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла.
Содержание произведения. Образ Тукая в изобразительном искусстве и литературе.
Ознакомление с картиной Х. Казакова «Маленький Апуш», рассказом Р.Батуллы «ТукайАпуш», путешествие в музей Тукая в деревне Кырлай Арского района РТ Ознакомление с
рассказом И. Гази «Ильдус». Изображение детской шалости Метафоричность произведения,

ирония автора. Современная детская периодическая печать– журнал «Салават күпере» /
«Радуга».
Раздел «За Родину!» 10 часов. Жизнь и творчество Г.Кутуя. Ознакомление с
фантастическим произведением «Рөстәм маҗаралары» / «Приключения Рустема».
Изображение военных будней, храбрость главного героя. Переплетение реальности и
фантастики. Усвоить литературоведческий термин «сравнение». Жизнь и творчество
М.Джалиля. Изучение стихотворения «Сагыну» / «Тоска», «Соңгы җыр» / «Последняя песня»,
либретто «Алтынчеч» / «Золотоволосая». Ознакомление с биографией композитора
Н.Джиганова и исполнительницы главной арии М.Булатовой. Татарский государственный
академический театр оперы и балета имени М.Джалиля. Искусствоведческие термины:
либретто, опера, ария. Жизнь и творчество Ф.Карима. Изображение поэтом суровых
условий войны в стихотворениях «Кыр казы» / «Дикая гусь», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...»
/ «Много слов не высказано…». Привитие чувства долга перед Родиной. Творчество
Ш.Галиева. Изучение баллады «Аталы-уллы солдатлар»/«Отец и сын солдаты».
Литературоведческий термин «баллада». Тест. Проектная работа «Никто не забыт, ничто не
забыто!»
Раздел «Где живет счастье? 4 часа. Жизнь и творчество Н.Давли. Изучение его
стихотворений «Бәхет кайда була?» / «Где живет счастье?», «Мин җирдә калам» / «Я остаюсь
на Земле». Беседа о смысле жизни. Жизнь и творчество Ф.Хусни. Усвоение сюжета рассказа
«Чыбыркы» / «Кнут» Ф.Хусни. Олицетворение, метафоричность, символический смысл
произведения. Тема, идея произведения. Тест.
Раздел «Человек – частица природы». 2 часа. Жизнь и творчество Р.Файзуллина.
Изучение стихотворения «Табигать кочагында»/ «В объятиях природы». Бережное
отношение к природе. Жизнь и творчество М. Агълямова. Эстетический идеал поэта в
стихотворении «Матурлык минем белән» / «Красота всегда со мной». Изучение отрывка
баллады «Җир-Ана, кояш һәм башкалар» / «Мать Земля, солнце и другие» М.Агълямова.
Раздел «Юмор». 4 часа. Изучение рассказов «Пирамида» Л. Лерона, «Зульфия +
я» А. Гимадиева. Приемы комического. Стихотворения Ш. Галиева «Ул кем?» / «Кто он»,
«Әлләкем» / «Кто-то», «Мәрзия мәсьәләсе» / «Проблемы Марзии». Комическое в
стихотворной форме. Повторение и обобщение материала 5 класса.
Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся.
К. Насыри. «Патша белән карт» / К. Насыри. «Падишах и старик». Г. Тукай. «Су анасы» /
«Водяная». М. Джалиль. «Алтынчәч» / «Золотоволосая» (отрывок). Ф. Карим. «Кыр казы»/
«Дикий гусь». Ф. Хусни. «Чыбыркы» / «Кнут» (отрывок). М. Аглям. «Матурлык минем
белән» / «Красота со мной». Н. Давли. «Бәхет кайда була? » / «Где живет счастье? ».
Учить наизусть: Дәрдемәнд, “Кил, өйрән...”./ Дардеменд“ Приди, учись...” Ф.Кәрим,
“Сөйләр сүзләр бик күп алар...”./ Ф. Карим “ Много слов”. Р.Фәйзуллин, “Табигать
кочагында”./ Р.Файзуллин “ В гостях у природы».
6 класс
Раздел «От мифа к реальности». 5 часов. Работа со схемой. Повторение сказок,
пословиц, загадок. Происхождение мифов, их классификация. Мифы разных народов:
«Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой», «Дедал и Икар»,
«Албасты» / «Демон». Пьеса «Албасты» / «Демон» Р.Батуллы. Пословицы и поговорки.
Отражение в них народной психологии и идеалов.
Раздел «Народные мелодии» 3 часа. Народные песни. Их виды: исторические песни,
обрядовые песни, игровые песни и др. Историческая песня «Көзге ачы җилләрдә» /
«Осенние холодные ветра», игровая песня «Кария - Закария». Ритм, рифма игровых песен.
Песня в структуре празников: «Каравон» (русский), «Сумбеля» (татарской), «Чуклеме»
(чувашский) и др. Стихотворения «Туган тел» / «Родной язык», «Туган авыл» / «Родная
деревня». Изучение Государственного Гимна Республики Татарстан. Повторение
пройденного. Тест.
Раздел «Ценность человека» 3 часа. Изучение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три
прекрасных слова» Н.Исанбет, басня «Әтәч белән Сандугач» /«Петух и соловей»,
стихотворение «Ана»/ «Мать» М.Гафури. Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале»
Г.Тукая. Идеал автора, мифологический сюжет. Изображение природы Заказанья, людей,
живущих в ладу с природой, их образ жизни, быт. Сценическая жизнь «Шурале» Г.Тукая.
Балет (композитор Ф.Яруллин). Творчество М.Джалиля. Изучение стихотворений из цикла

«Моабитские тетради»: «Чәчәкләр»/ «Цветы», «Тик булса иде ирек» /«Была бы свобода».
Жизнь и творчество А. Еники.
Раздел «Чудо природы – зима». 5 часов. Творческое наследие Г. Ибрагимова.
Ознакомление с его рассказом-описанием «Кар ява» / «Снег идет». Бережное отношение к
природе в стихотворениях «Кызыклы хәл» / «Интересный случай» К.Наджми, «Чыршы
күлмәкләре»/ «Платья ёлки» М.Файзуллиной, «Нәни чыршы» /«Маленькая ёлка» Р.
Валиевой. Проектная работа «Берегите ёлки». Творчество Т.Миннуллина. Ознакомление
с пьесой «Акбай һәм Кыш бабай» / «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта.
Повторение пройденного. Тест.
Раздел «Образование и просвещение» 10 часов. Научная и литературная
деятельность Каюма Насыри(1825-1902). Фантастический сюжет повести К. Насыри
«Әбүгали сина» / «Авиценна». Просветительские идеи автора. Музей К.Насыри в деревне
Ачасыр Зеленодольского района РТ. Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его
рассказом «Чүкеч» / «Молоток». Осознанный выбор профессии. Изучение стихотворения
Г.Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?».
Раздел «Цена дружбы» 4 часа. Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ«Ике туган»
/ «Два брата». Содержание текста, Образы природы. Жизнь и творчество Х.Такташа.
Ознакомление с произведением «Мокамай». Эстетический идеал. Цена дружбы. Творчество
Р.Хариса. Ознакомление с пьесой «Серле алан» / «Секретная поляна».
Ознакомление со стихотворениями «Дуслык балы» /«Мед дружбы» Ш.Галиева, «Дуслык,
чын дуслык» / «Дружба, настоящая дружба».
Раздел «Сатира» 2 часа. Сатирический стиль Ф.Шафигуллина. Музей квартира
писателя в г. Зеленодольске РТ. Ознакомление с переводами В. Радлова. Просветительские
идеи. Ознакомление с его рассказом «Шаян кеше» / «Шутник». Прочитать стихотворения
Ш.Галиева «Атлапчыктым Иделне» / «Перешагнул».
Раздел «Времена года» 3 часа. Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из
повести «Родная сторона – колыбель моя»: «Язгы сабан туйлары» / «Весенние сабантуи».
Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». Прочитать информацию о детском
журнале «Сабантуй».
Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся.
Повторение сказок, пословиц, загадок. Происхождение мифов, их классификация. Мифы
разных народов: «Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой»,
«Дедал и Икар», «Албасты» / «Демон». Пьеса «Албасты» / «Демон» Р.Батуллы. Пословицы и
поговорки. Отражение в них народной психологии и идеалов.
Учить наизусть. Гимн Татарстана. Н.Исәнбәт “Өч матур сүз” шигыре./ Н.Исанбат “
Три прекрасных слова”. М.Җәлил “Чәчәкләр” шигыреннән өзек./ М.Җәлил ” Цветы”
Р.Вәлиева “Нәни чыршы” шигыре./ Р.Валиева “Маленькая елка». Э.Шәрифуллина “Дуслык,
чын дуслык!” шигыре. / Э.Шарифуллина “Дружба, настоящая дружба».
7 класс.
Раздел «Народ правдив» 3 часа. Работа со схемой. Повторение ранее изученных
жанров фольклора. Обрядовый фольклор. Семейные (рождение ребёнка, свадьба и др.) и
календарные обряды. Трансформация обрядов в письменной литературе (Ф.Бурнаш «Яшь
йөрәкләр» / «Молодые сердца» (драма). Баиты, их поэтические особенности (Сак-Сок),
мунаджаты («Не забуду Родину»). Фольклорные мотивы в творчестве Г.Тукая («Милли
моңнар» / «Национальные напевы». Проект о Г.Тукае: «Творчество Тукая».
Раздел «Слово мудрецов» 6 часов. Творчество Ф.Амирхана. Связь татарской
литературы с фольклором и мифологией. Ф.Амирхан «Ай өстендә Зөһрә кыз» / «Зухра на
Луне». Символические образы. Авторский комментарий происходящих событий. Творчество
Г. Ибрагимова. Изображение народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система
образов, образ Алмачуара. Любовь Закира к лошади. Национальная одежда, предметы
обихода. Р.Миннуллин «Килен төшкәндә» /«Встреча невесты». Композитор Р.Яхин.
Раздел «Судьба страны в надежных руках» 6 часов. Ознакомление со
стихотворением «Ил язмышы – ир язмышы» /«Судьба родины – судьба мужчины» А.
Маликова, стихотворением в прозе «Сагыну» / «Тоска» Г. Кутуя. Чувства-переживания.
Жизнь и творчество С.Хакима.Поэма «Бакчачылар» / «Садоводы». Стихотворение «Бу
кырлар, бу үзәннәрдә...» / «В этих полях...» С.Хакима. Образ родного края, мифологизация
образа родины. Особенности лирического рода. Лирический герой, его чувства-переживания.

Фольклорные традиции в произведениях С.Хакима, художественные функции фольклорных
мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Творчество
Р.Тухватуллина. Изучение его повести «Җиләкле аланнар» / «Ягодные поляны». Сюжет
повести. Ностальгия по детству, по прошлому. Мальчик-рассказчик и совпадающий с
автором повествователь. Творчество М.Магдиева. Ознакомление с повестью «Без – кырык
беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого года». Лиризм. Судьба детей сурового
военного времени. Раздел «Герои своего времени» 4 часа. Творчество Назипа Думави.
Изображение пейзажа в стихотворении «Беренче кар» /«Первый снег». Жизнь и
творчество Х. Такташа. Поэтические особенности поэмы «Алсу». Приемы повторов,
рефренов в поэме. Жизненный и творческий путь Х. Туфана. «Агыла да болыт агыла»/
«Плывут и плывут облака», «Тамчылар ни диләр? » / «О чём рассказывают капли?» Дом –
музей Х.Туфана в деревне Старокарметово Аксубаевского района. Г.Тавлин «Кояш болытка
кергәндә»/ «Когда тучи заслоняют солнце».
Раздел «Тема Родины» 7 часов. Жизненный и творческий путь А.Гилязева.
Возвращение татарской литературы к национальным традициям: повесть «Өч аршын
җир»/ «Три аршина земли» (отрывок). Жизнь и творчество И.Юзеева. Драматическое
произведение «Ак калфагым төшердем кулдан» /«Выронили белый калфак из рук».
Социально-этическая проблематика. Человек на чужой земле. Авторские ремарки. Образы,
символы. Новизна. Творчество поэта ФаннураСафина. Изучение стихотворения его «Туган
җиремә»/ «Родной земле». Лирические произведения о родине, родной природе как
выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения. Творчество М.Галиева. Ознакомление с повестью
«Нигез»/«Родной очаг». Отражение трудностей военного времени. Нравственная стойкость,
чувство собственного достоинства, свойственные героям.
Раздел «Добро побеждает» 5 часов. Жизнь и творчество Ф.Хусни Осмысление
ребёнком событий войны в рассказе. «Сөйләнмәгән хикәя»/ «Нерассказанная история».
Жизнь и творчество Р.Хафизовой. Психология детей военных лет в рассказе «Әти кайткан
көн»/ «В день возвращения отца» Р.Хафизовой. Творчество Ф.Яруллина. Своеобразное
раскрытие проблем дружбы и ответственности человека за свои поступки в рассказе «Ак
төнбоек»/ «Белый лотос» Ф.Яруллина, Проектная работа. Творчество Р.Корбана. Проблема
взаимотношений человека и природы в стихотворении «Ярдәм итик»/ «Давайте, поможем».
Своеобразие изображения детской психологии в рассказе «Биш «икеле»/ «Пять «двоек».
Р.Галиуллина. Раскрытие нравственных проблем в рассказе «Табыш» / «Находка»
А.Ахметгалиевой.
Раздел «Природе нужен доктор»№ 4 часа. М.Аглямов. «Сөйли ак каен » / «Как
березы», «Учак урыннары» / «Места костров». Сила – в преданности идеалам. Проблема
»исторической памяти». Многообразие жанровых форм, стилевых черт в творчестве
М.Аглямова. Проблемы взаимоотношения человека и природы в стихотворении «Балык
кычкыруы»/ «Крик рыбы» З.Мансурова и в рассказе «Карач»/ «Ворон» Х.Ибрагима
Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся. Г.
Тукай. «Милли моңнар» /«Национальные мелодии». Г. Ибрагимов Ибрагимов
«Алмачуар»/«Чубарый» (отрывок). С. Хаким. «Бакчачылар»/Садоводы». Һ. Такташ. «Алсу».
Г. Кутуй. «Сагыну» / Тоска». М. Магдиев. «Без - кырык беренче ел балалары» /«Мы – дети
41-го года» (отрывок). М. Галиев. «Нигез» / «Отчий дом» (отрывок).
Учить наизусть Г.Тукайның “Милли моңнар” шигыреннән өзек./ Г. Тукай
/«Национальные мелодии». Г.Кутуйның “Сагыну” нәсереннән өзек./ Г.Кутуй” Скучаю
М.Мәһдиевнең “Без – кырык беренче ел балалары” повестеннан өзек./ М.Махдиев “ Мы дети
41 го года” Һ.Такташның “Алсу” поэмасыннан өзек./ Һ.Такташ “ Алсу” Х.Туфанның “Агыла
да болыт агыла” шигыреннән өзек./ Х.Туфан«Плывут и плывут облака».
8 класс
Раздел «Память о прошлом» 4 часа. Предания«Сихерче кыз»/ «Колдунья» (Татарское
народное предание), «Гали тугае»/ «Пойма имени Гали» (Татарское народное предание),
«Моргана» (средневековое европейское предание) и др. Трансформация преданий в
литературе: М.Гафури «Хан кызы Алтынчәч»/ «Ханская дочь Алтынчеч». Легенды
««Зөһрә кыз»/ «Девушка Зухра» (татарская легенда), «Мистер Стуруорм» (шотландская
легенда). Трансформация легенд в литературе: Ф. Яхин «Һомай кошы»/«Птица счастья»,
А.Еники «Курай»/ «Курай», Информация о национальных музыкальных инструментах.

Раздел «Следы в истории» 4 часа. Творчество Г. Тукая. Воспевание родной земли в
стихотворении «Пар ат» / «Пара лошадей». Сказочное воссоздание поездки в Казань.
Лексические и фонетические средства художественной речи. Жизнь и творчество Б.Урманче.
«Триптих».
Раздел «Незабываемые годы» 6 часов. Взаимосвязь музыки и литературы. Изучение
песен военных лет: Р.Ахметзянов «Солдатлар»/ «Солдаты», «Герман көе»/ «Германская
мелодия». Жизнь и творчество Ф.Карима. Изучение произведений поэта «Ант»/ «Клятва»,
Патриотизм в поэзии периода Великой Отечественной войны. Картины природы, их роль в
усилении психологизма. Творчество Т.Миңнуллина. Образ поэта М.Джалиля в драме
«Моңлы бер җыр»/«У совести вариантов нет» (отрывок). Память о М.Джалиле. Памятник
поэту в Казани и барельеф его соратникам. Чтение писем военных лет.
Раздел «Рано повзрослели» 4 часа. Творчество К. Булатовой. Изображение судеб
детей военных лет в стихотворении «Башымиям»/ «Преклоняю голову» К. Булатовой.
Изображение памяти военных лет в стихотворении «Җиңүкөне» / «День победы» Н.
Ахмадиева, «Тулганай»/«Щенок Тулганай» Ф.Сафина. Изображение патриотических чувств
в стихотворении «Ватаным»/ «Родина» Р.Валиева.
Раздел «Образ матерей в литературе» 7 часов. Жизнь и творчество Ш. Камала.
Анализ новеллы «Буранда»/ «В метель». Эмоциональная насыщенность текста: средства
и приемы. Особенности композиции. Жизнь и творчество С.Хакима. Образ родного края,
материнской души в стихотворении «Әнкәй» / «Мамочка», сокровенные пожелания в
стихотворении «Җырларымда телим…»/ «Желаю в песнях…» Лиризм и социально
философское осмысление историко-культурного опыта в творчестве поэтов старшего
поколения. «Әнкәй» / «Мамочка» Р.Миннуллина, «Су буеннан әнкәй кайтып килә»/«Мама
возвращается с реки» М.Галиева.
Раздел «Юмор» 3 часа. Информация о первых сатирических журналах. Их
влияние на развитие критической мысли. Жизнь и творчество Г.Камала. Конфликт в
комедии «Банкрот». Просветительские идеи, комические средства. Жизнь и творчество
Г.Афзала. Особенности писательской карьеры в рассказе «Юл газабы» / «Страдания в
пути». Особенности юмора в стихотворении «Тәвәккәләби»/ «Решительная бабушка».
Раздел «Великие дети народа» 3 часа. Жизнь и творчество Р.Хариса. Величие души
человека, философский подтекст в стихотворении «Ике гөл»/ «Два цветка» и в поэме
«Гармунчы»/ «Гармонист». Творчество актрисы Г.Кайбицкой. Ее жизненный путь.
Раскрытие образа актрисы в документальной повести «Актриса» Ф.Аглии.
Раздел «Природа одушевленная» 4 часа. Жизнь и творчество А.Халима.
Изображение суровых военных лет и судеб детей в повести «Өч аяклы ат» / «Трёхногая
кобыла». Информация о детском журнале «Ялкын».
Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся
Г.Тукай. «Пар ат» / «Пара лошадей». Ш. Камал. «Буранда» / «В метель». С. Хаким.
«Җырларымда телим» / «Желаю в песнях». Г. Афзал. «Юл газабы» «Страдания в пути». Ф.
Садриев. «Таң җиле» / «Утренний ветер» (отрывок). Р. Харис. «Ике гөл» / «Два цветка. Т.
Миннуллин. «Моңлы бер җыр» /«Мелодичная песя» (отрывок).
Учить наизусть Г.Тукайның “Пар ат” шигыреннән өзек./ Г.Тукай«Пара лошадей».
Ф.Кәримнең “Ант” шигыре./ Ф.Карим “ Клятва” Р.Вәлиевнең “Ватаным” шигыре./
Р.Валиева“ Родина” С.Хәкимнең “Җырларымда телим” шигыре./ С.Хаким“ Желаю в песни”
Р.Харисның “Ике гөл” шигыре./ Р.Харис “ Два цветка”
9

класс
Раздел «Сила слова» 1 ч. Краткое содержание, проблематика, основные герои и
художественные особенности дастана «Идегей» (в сокращении). Тема для обсуждения. Герои
эпоса: национальные и общечеловеческие черты. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» /
«Сказание о Йусуфе» - письменный памятник Булгаро-татарской литературы (XII- первая
пол. ХIII вв.). Воспевание мудрости, красоты, величие чувств человека в произведении.
Повторение. Тест.
Раздел «Любовные сюжеты в средневековой татарской литературе» 1 ч.
Творчества Саифа Сараи. Основные представители татарской литературы средних веков.
Повторение. Тест.

Раздел «Женские образы в татарской литературе» 10 часов. .Изучение поэмы
Г.Кандалый «Сәхипҗәмалга» / «Сахибджамалу», романа Р.Фахрутдинова «Әсма, яки Гамәл
вә җәза» / «Асма, или Деяниия и наказание» (отрывок), стихотворения Г.Тукая «Татар
кызларына» /«Татарским девушкам», повестей Ф.Амирхана «Хаят», А.Гилязева «Җомга көн,
кич белән» / «В пятницу, вечером…», рассказа Р.Мингалима «Сап-сары көзләр» / «Золотая
осень». Эстетический идеал автора. Повторение.Тест.
Раздел «Лирическое начало в татарской литературе» 2 часа. Изучение
особенностей лирики: пейзажная лирика (Р.Зайдулла «Буран»/ «Буря», И.Иксанова
«Тузганак»/ «Одуванчик»); гражданская лирика (С. Ахметзянова «Татар акылы» / «Татарская
мудрость»); философская лирика (Ф.М. Шабаев «Карт имән монологы»/ «Монолог старого
дуба», М..Мирза. Робагыйлар. «Карыйм да бу дөньяның дүрт ягына...» /Рубаи. «Гляжу я на
мир...»); любовная лирика (Ф.Замалетдинова «Ташлар»/ «Камни», «Кунак көткән көн»/ «День
ожидания гостей», Р.Ахметзянов «Сандугачкерде күңелгә» /«Душа поет»).
Раздел «Театр начинается с вешалки» 4 часа. Жизнь и творчество Г.Камала - одного
из основоположников татарской реалистической драматургии. Основные конфликты в
комедии Г.Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические
средства. Сценическое творчество С.Гиззатуллиной-Волжской. Жизнь и творчество
Х.Мударрисовой. Жизнь человека искусства в повести «Бәйге хакы» / «Цена счастья».
Повторение.Тест.
Раздел «Образы целителей в татарской литературе» 3 часа. Жизнь и творчество
Г.Абсалямова «Ак чәчәкләр» / «Белые цветы». Содержание текста, Приемы раскрытия
образов врачей. Жизненный и творческий путь С.Сулеймановой. Изучение отрывка из
повести «Гөлбадран» / «Пижма»: «Дөнья бу... » / «Эта – жизнь». Повторение.Тест.
Раздел «Учитель – это звучит гордо!» 4 часа. Творчество М.Магдеева. Изучение его
романа «Фронтовиклар» / «Фронтовики» (отрывок). Лиризм и орнаментализм в татарской
прозе. Лирические отступления. Система образов в романе. Информация о педколледже в
Казани. Ознакомление со стихотворениями о наставниках и учителях «Укытучы» /
«Учитель» Р.Гаташа, «Укытучым» / «Мой учитель» Л.Шагирзяна, и рассказ В.Нуруллина
«Инша» / «Сочинение». Проектная работа «Мой первый учитель». Повторение материала.
Раздел «Изобилие профессий » 9 часов. Изучение отрывка из повести Х.Сарьяна
«Әткәм һөнәре» / «Отцовская профессия». Жизнь и творчество Г.Ахунова. Изучение
отрывка из романа «Хәзинә» /«Клад». Жизнь и творчество И.Юзеева. Изучение отрывка
изпоэмы «Танышмоңнар» /«Знакомые напевы». Жизнь и творчество Х.Камалова. Изучение
рассказа «Очучы» / «Летчик». Жизнь и творчество М.Маликовой. Изучение отрывка из
повести «Казан каласы– таш кала» / «Казань – город белокаменный». Биография С.Гараевой.
Изучение ее стихотворения «Сварщик». Повторение и обобщение изученного в 9 классе.
Тест.
Минимум литературных произведений, предлагаемых для изучения учащимся. Г.
Тукай. «Татар кызларына» / «Татарским девушкам». Ф. Амирхан. «Хәят» (отрывок). Г.
Камал. «Беренче театр» / «Первое представление». Г. Абсалямов. «Ак чәчәкләр»/ «Белые
цветы» (отрывок). А. Гилязев. «Җомга көн, кич белән» / «В пятницу, вечером» (отрывок). Р.
Мингалим. «Сап – сары көзләр»/ «Золотая осень». Р. Ахметзянов. «Сандугач керде күңелгә» /
«Соловей поет».
Учить наизусть Ятлау өчен тәкъдим ителә торган әсәрләр: Фатих Әмирханның
“Хәят” повестеннан өзек./ Фатих Амирхан” Хәят” Рәшит Әхмәтҗановның “Сандугач керде
күңелгә” шигыре./ Рашит Ахмәтҗан “ Соловей” Галиәсгар Камалның “Беренче театр”
комедиясеннән бер монолог/ Галиәсгар Камал«Первое представление». Илдар Юзеевның
“Таныш моңнар” поэмасыннан өзек./ Илдар Юзеев“ Знакомые мелодии” Нур Әхмәдиевның
“Авылдашым” шигыре/ Нур Ахмадиев “ Односельчанин”.

№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

12

13
14
15
16
17

18
19
20
21

22
23

Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема урока/Дәрес темасы
Периодическая печать на татарскомязыке для
детей. Детский журнал «Ялкын»(«Пламя»)
Устное народное творчество какнародное достояние.Сказки.

Кол- План/факт
во
часов
1
1

Татарская народная сказка ”Белый волк”(1-2 часть)
Татар халык әкияте.”Ак бүре”(1-2 нче кисәк)
. Татарская народная сказка ”Белый волк”(3 часть) Татар
халык әкияте.”Ак бүре”(3 нче кисәк)
Татарская народная сказка«Три сестры». Татар халык
әкияте.”Өч кыз”
Литературные сказки/
К .Насыйри. Сказка «Падишах и старик».К.Насыйри.”Патша
белән карт”әкияте
Г.Тукай. Сказка”Водяная”. Г.Тукай “Су анасы”әкияте.

1

Т.Миннуллин. «Сказка о Гафияте».Т.Миннуллин.”Гафият
турында әкият”
Система образования у татар.
/Медресе«Мухаммадия».”Мөхәммәдия”мәдрәсәсе
Казанский университет. Казан университеты.
Жизнь и творчество Дардеменда. Стихотворение
”Иди,научись”.Дәрдемәнднең тормыш юлы һәм
иҗаты.”Кил,өйрән.”шигыре
Детство/ Г.Тукай. Автобиографическое произведение”
«Оставшиеся в памяти».Г.Тукай автобиографик әсәр.”Исемдә
калганнар”
Г.Тукай. Повесть «Оставшиеся в памяти»(2
часть).Г.Тукай.”Исемдә калганнар”
Произведение «Оставшиеся в памяти» .Отражение
литературе.”Исемдә калганнар”әсәре.
Х.Казаков .«Маленький Апуш». Х.Казаков «Кечкенә Апуш”

1

Современная детская периодическая печать – журнал
«Салават күпере» / «Радуга».”Салават күпере “журналы
За Родину!/Жизнь и творчество Г.Кутуя “Приключения
Рустема”Г.Кутуйның тормыш юлы һәм иҗаты.”Рөстәм
маҗаралары
Г.Кутуй. ”Приключения Рустема.Весной”Г.Кутуй “Рөстәм
маҗаралары”Яз көне.
Г.Кутуй. ”Приключения Рустема. Цветы с
колдовством”Г.Кутуй “Рөстәм маҗаралары
Г.Кутуй. ”Приключения Рустема .Расад”.Г.Кутуй “Рөстәм
маҗаралары”Расад.
Жизнь и творчество М. Джалиля .Стихотворения
“Тоска”.М.Җәлилнең тормыш юлы һәм
иҗаты.”Сагыну”шигыре
М. Джалиль. Стихотворение “Последняя песня”.М.Җәлил
“Соңгы җыр”шигыре
Либретто «Золотовалосая”.”Алтынчәч либреттосы”

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

24

25

26

27

28
29
30
31

32
33
34

Татарский государственный академический театр оперы и
балета имени М.Джалиля. Муса Җәлил исемендәге Дәүләт
академия опера һәм балет театры
Жизнь и творчество Ф .Карима .Стихотворение «Дикая
гусь»Ф.Кәримнең тормыш юлы һәм иҗаты.”Кыргый каз
“шигыре
Ф.Карим. Стихотворения «За родину», «Много слов не
высказано…».Ф.Кәрим “Туган ил өчен”,”Күп сүзләр
әйтелмәгән”шигыре.
Жизнь и творчество Н. Давли. Стихотворение «Где живет
счастье?».Н.Дәүлинең тормышы һәм иҗаты.”Бәхет кайда
яши”шигыре.
Жизнь и творчество Ф.Хусни.Рассказ “Кнут”.Ф.Хөснинең
тормыш юлы һәм иҗаты.”Чыбыркы”хикәясе
Фатих Хусни. Рассказ “Кнут”.Фатих Хөсни
“Чыбыркы”хикәясе.
Фатих Хусни. Рассказ “Кнут”.Фатих Хөсни
“Чыбыркы”хикәясе.
Человек – частица природы /Кеше табигатьнең бер
өлеше. Жизнь и творчество Р Файзуллина.«В объятиях
природы».Р.Фәйзуллин “Табигать кочагында”
Жизнь и творчество М. Агълямова.«Красота всегда со
мной».М.Әгъләмовның тормыш юлы һәм иҗаты.
Юмор/ Ш. Галиева /«Кто он».Ш.Галиев “Кем ул”
Л. Лерона, «Зульфия + я».Л.Лерон,”Зөлфия+мин”

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование
№

6 класс
Тема урока/Дәрес темасы

Кол-во
часов

1

Устное народное творчество

2

Мифы.

1

3

Мифы. Пословицы и поговорки

1

4

Игровая песня «Кария –Закария”.”Кәрия –Зәкәрия”җырлы
уен.
Г .Тукай. Стихотворение «Родной язык”.Г.Тукай “Туган
тел”шигыре
Г.Тукай. Стихотворение« «Родная деревня».Г.Тукай “Туган
тел”шигыре
Государственный Гимн Республики Татарстан.Татарстан
Республикасының Дәүләт Гимны.
Ценность человека/Н.Исанбет .Стихотворение«Три
прекрасных слова”.Н.Исәнбәтнең “Өч матур сүз”шигыре
М.Гафури. Стихотворение «Мать».М.Гафури.”Ана”шигыре

1

5
6
7
8
9
10

Габдулла Тукай. Поэма- сказка “Шурале”.Габдулла Тукай
”Шүрәле”әкият-поэма.

1

1
1
1
1
1
1

План/факт

11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

30
31

32

Ф. Яруллин. Балет по поэме «Шурале».Ф.Яруллин
Ф.Яруллин “Шүрәле” балеты поэмасы.
Творчество М. Джалиля. Стихотворение “Цветы».
М.Җәлилнең тормыш юлы һәм иҗаты.”Чәчәкләр”шигыре
Жизнь и творчество А. Еники. Рассказ «Родная
земля».Ә.Еникинең тормыш юлы һәм иҗаты.”Туган
җир”хикәясе
А. Еники. Рассказ «Родная земля».Ә.Еники.”Туган
җир”хикәясе
Чудо природы – зима/ Творческое наследие Г. Ибрагимова.
Рассказ »Снег идет»”Кар ява”хикәяс
Р.Валиева. Стихотворение «Маленькая ёлка» Р.Вәлиева
“Кечкенә чыршы”шигыре
Творчество Т. Миннуллина. Пьеса «Акбай и Дед
Мороз».Т.Миннуллин иҗаты.”Акбай һәм Кыш бабай”
К. Насыйри. Повесть«Авиценна».К.Насыйри “Авиценна”
повесте
Г.Сабитов. Рассказ «Молоток».Г.Сабитов.»Чүкеч”хикәясе
Жизнь и творчество А.Алиша.А.Алишның тормыш юлы һәм
иҗаты
А. Алиш. Рассказ«Когда мама уехала отдыхать».А.Алиш
“Әни ялга киткәч”хикәясе
Ф. Яруллин. Рассказ «Пятно на солнце».Ф.Яруллин
“Кояштагы тап”хикәясе
Г. Зайнашева.Стихотворение «Кем быть».Г.Зәйнәшева “Кем
булырга?”шигыре
Композитор Салих Сайдашев.Салих Сәйдәшев композитор
Цена дружбы /Жизнь и творчество Дардеменда . Рассказ
«Два брата».Дәрдемәнднең тормыш юлы һәм иҗаты.”Ике
туган” хикәясе
Х. Такташ. Поэма «Мокамай».Һади Такташ
“Мокамай”поэмасы
Э. Шәрифуллина. Стихотворение «Дружба, настоящая
дружба».Э.Шәрифуллина “Дуслык,чын дуслык”шигыре
Ш.Галиев. Стихотворение «Мёд дружбы».Ш.Галиев
«Дуслык балы»шигыре
Сатира /Ш.Галиев Стихотворения «Не бойся, не трону»
«Перешагнул через Волгу»..Ш.Гәлиев
“Курыкма,тимим”Идел аша атлап чыктым” шигыре
Ф. Шафигуллин. Рассказ «Две копейки».Ф.Шафигуллин
“Ике тиен”хикәясе
Времена года /Ел фасылларыЖизнь и творчество Г.
Баширова. Отрывок из повести «Родная сторона,
колыбельмоя”.Г.Бәшировның тормыш юлы һәм иҗаты.
Г. Баширов. «Весенние сабантуи».

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

33

Праздник “Сабантуй”.””Сабантуй”бәйрәме

1

34

Журнал“Сабантуй”.”Сабантуй”журналы

1

№
1.
2
3
4

5
6
7
8
9
10

11

12
13

14

15

16

17
18
19
20
21
22
23

Календарно-тематическое планирование
7 класс
Тема уроков/Дәрес темасы
Обрядовый фольклор.Халык авыз иҗаты.
Мунаджат. »Не забуду Родину».”Туган ил исемнән
китмәс”.Мөнәҗәт.
Г.Тукай Стихотворение» Национальные напевы.Г.Тукай
“Милли моңнар” шигыре.
Слово мудрецов./Аталар сүзе-акылның үзе.Творчество
Ф.Амирхана. Сказка» Зухра на Луне».Ф.Әмирхан иҗаты.”Ай
өстендә Зөһрә кыз”әкияте.
Сказка «Зухра на Луне».”Ай өстендә Зөһрә кыз”әкияте.
Творчество Г.Ибрагимова. Рассказ»Алмачуар».Г.Ибраһимов
иҗаты.”Алмачуар”хикәясе.
Рассказ «Чубарый» Любовь Закира к
лошади.”Алмачуар”хикәясе.Закирның атларга мәхэббәте.
Национальная одежда,предметы обихода.Татар халкының
милли киемнәре.
Композитор Р.Яхин.Р.Яхин композитор.
Судьба надежных руках/Ил язмышы-ир язмышы.Гадел
Кутуй. Стихотворение в прозе»Тоска»Гадел Кутуй
“Сагыну”(Нәсер)
Жизнь и творчества
С.Хакима.Поэма»Садоводы».С.Хәкимнең тормыш юлы һәм
иҗаты.”Бакчачылар”поэмасы.
Творчество Р.Тухватуллина.Повесть»Ягодные
поляны»Р.Төхвәтуллин иҗаты. “Җиләкле аланнар”повесте.
Творчество Р.Тухватуллина.Повесть»Ягодные
поляны».Ностальгия по детству,по прошлому.
Р.Төхвәтуллин. иҗаты. “Җиләкле аланнар”повесте.
Творчество М.Магдиева.Повесть»Мы-дети сорок первого
года».М.Мәһдиев иҗаты.”Без-кырык беренче ел
балалары”повесте.
.Повесть»Мы-дети сорок первого года».Судьба детей
сурового военного времени.”Без кырык беренче ел
балалары”повесте.
Герой своего времени/Һәр чорның үз герое.Творчество
Назипа Думави.Стихотворение «Первый снег».Нәҗип
Думави.”Беренче кар”шигыре
Жизнь и творчество Хади Такташа. Поэма «Алсу»Һади
Такташның тормыш юлы һәм иҗаты.“Алсу”поэмасы.
Хади Такташ..Поэма «Алсу».Һади Такташның
“Алсу”поэмасы.
Творчество Х.Туфана.Стихотворение»Плывут и плывут
облака»Х.Туфан иҗаты.”Агыла да болыт агыла”шигыре.
Тема Родины /Туган ил темасы./Жизненный и творческий
путь А.Гилязева.А.Гыйләҗевнең тормыш һәм иҗат юлы
А.Гилязева.Повесть»Три аршина
земли»(отрывок)А.Гыйләҗев “Өч аршын җир”повесте
А.Гилязева.Повесть»Три аршина земли» А.Гыйләҗев “Өч
аршын җир”повесте
А.Гилязева.Повесть»Три аршина земли»Художественное
осмысление национальных черт характера

Кол-во
часов
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

План/факт

34

человека,находящегося вдали от Родины.А.Гыйләҗев “Өч
аршын җир”повесте
Творчество М.Галиева.Повесть «Родной
очаг»(отрывок)М.Галиев иҗаты “Нигез”повесте
Марсель Галиев.Повесть»Родной очаг»(отрывок).Отражение
в повести трудностей военного времени.Марсель Галиев
Повесть «Родной очаг»(отрывок)Нравственная стойкость
героев.»Нигез»повесте(өзек)
Добро побеждает/Актыктан хаклык җиңә./Жизнь
творчество Ф.Хусни.Рассказ «Нерассказанная
история».Ф.Хөсни “Сөйләнмәгән хикәя”
Осмысление ребёнком событий войны в рассказе
«Нерассказанная история»”Сөйләнмәгән хикәя”
Роза Хафизова.Рассказ «В день возвращения отца».Роза
Хафизова “Әти кайткан көн”
Роза Хафизова.Рассказ «В день возвращения
отца»(продолжение)Роза Хафизова.”Әти кайткан
көн”хикәясе.(дәвамы)
Творчество Ф.Яруллина.Рассказ «Белый лотос».Ф.Яруллин
иҗаты.”Ак төнбоек”хикәясе.
Природе нужен доктор/Табигатькә дә табиб
кирәк..М.Аглямов.Стихотворение «Как березы».М.Әгъләмов
“Сөйли ак каен”шигыре
Зиннур Мансуров.Стихотворение «Крик рыбы».Зиннур
Мансуров “Балык кычкыруы”шигыре.
Природа-наш общий дом.Табигать-безнең уртак йортыбыз.

№

Календарно-тематическое планирование
8 класс
Тема уроков/Дәрес темасы

24
25
26
27

28
29
30

31
32

33

1.

2
3
4

5
6
7
8

9
10

Память о прошлом/ Үткәннәр турында
хатирәләр.Татарское народное предание.» Колдунья»Татар
халык риваяте “Сихерче”
Татарские легенды Легенда «Девушка Зухра». Татар халык
легендалары.”Зөһрә кыз”легендасы.
Национальные музыкальные инструменты.Музыка уен
кораллары.
Следы в истории /Без тарихта эзлебез/Творчество Г
.Тукая. Стихотворение «Пара лошадей».Габдулла Тукай
иҗаты.”Пар ат”шигыре.
РСР «Исторические места Казани.”Казанда тарихи урыннар”
Творческое наследие художника и скульптора Б .Урманче
.Рәссам һәм сынчы Бакый Урманче иҗаты.
РСР «Поездка в Великий Булгар»”Изге Болгарга сәяхәт”
Незабываемые годы/Онытылмас еллар.
Р.Ахметзянов.Стихотворение «Солдаты» Р.Әхмәтҗанов
“Солдатлар”
Жизнь и творчество Ф.Карима.Стихотворение
«Клятва».Ф.Кәрим тормышы һәм иҗаты.”Ант”шигыре.
Творчество Т.Миңнуллина.Драма «У совести вариантов
нет»(отрывок)Т.Миңнуллин иҗаты.”Моңлы бер
җыр”драмасы

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

Кол-во
часов
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1

План/факт

11

12

13
14

15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25

26
27

28
29
30

31
32
33
34

Драма «У совести вариантов нет»История
героев,участвовавших в Великой Отечественной
войне.”Моңлы бер җыр”драмасы.Бөек Ватан сугышында
катнашкан геройларыбызның тарихы.
Память о М.Джалиле.Памятник поэту в Казани и барельеф
его соратникам.Җәлил турында истәлекләр.Казанда Муса
Җәлил һәйкәле һәм Җәлилчеләргә куелган барельефлар.
Чтение писем военных лет.Фронт хатлары.
Повзрослевшие рано/Әтинең зур бүреге иртә
киелде.Клара Булатова .Стихотворение «Преклоняю
голову»Клара Булатова “Башым иям”шигыре.
Нур Ахмадиев .Стихотворение» День Победы»Нур
Әхмәдиев “Җиңү көне”шигыре.
Творчество Разила Валиева .Стихотворение «Родина»Рәзил
Вәлиев иҗаты.”Ватаным”шигыре
М/Д»Не забывается такое никогда…».”Беркайчан да
онытылмый”
Образ матерей в литературе/Әдәбиятта аналар
образыЖизнь и творчество Ш.Камала.Рассказ «В
метель».Ш.Камал тормышы һәм иҗаты.”Буранда”хикәясе
Новелла «В метель».”Буранда”новелласы.
Жизнь и творчество С.Хакима.Стихотворение «Желаю в
песнях…» С.Хәким торрмышы һәм иҗаты.”Җырларымда
телим”шигыре
Марсель Галиев.Стихотворение»Мама возвращается с реки»
Марсель Галиев.”Су буеннан әнкәй кайтып килә”шигыре.
Творчество Ф.Садриева.Роман «Утренний ветер».Ф.Садриев
иҗаты.”Таң җиле”романы.
Ф .Садриев .Отрывок из романа «Утренний
ветер».Ф.Садриев “Таң җиле”романыннан өзек.
РСР «Моя любимая мама» “Минем яраткан әнием”
Юмор/Көлсәң-көл,еласаң-ела.Жизнь и творчество
Г.Камала. Комедия «Банкрот».Г.Камалның тормыш юлы һәм
иҗаты.”Банкрот”комедиясе
Жизнь и творчество Г.Афзала .Рассказ «Страдания в
пути».Г.Афзалның тормышы һәм иҗаты.”Юл газабы”әсәре.
Любимцы татарского народа/Даһи гомере-халкы
хәтерендә.Жизнь и творчество Р.Хариса .Стихотворение
«Два цветка».Р.Харисның тормышы һәм иҗаты.”Ике
гөл”шигыре.
Творчество-это образ жизни.Иҗат –ул яшәү рәвеше.
Рудольф Нуриев в произведении «Танец»(отрывок).Рудольф
Нуриев “Бию”әсәрендә(өзек)
Природа одушевленная/Табигатьнең дә җаны,рухы
бар.Жизнь и творчество А.Халима.Повесть «Трёхногая
кобыла».А.Хәлимнең тормышы һәм иҗаты.”Өч аяклы
ат”повесте.
А.Халим .Отрывок из повести «Трёхногая кобыла»А.Хәлим
“Өч аяклы ат”повестеннән өзек.
Детский журнал «Ялкын».Балалар журналы “Ялкын”
Творчество К.Карима.К.Кәрим иҗаты.
Изображение реалистической истории в рассказе/»Рассказ
Тимергали бабай»Тимергали бабай хикәяте.

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№

Тема уроков/Дәрес темасы

1.

Сила слова./Сүз көче.Устное народное творчество .Дастан
«Идегей».Халык авыз иҗаты. Дастан. ”Идегәй”
Любовные сюжеты средневековой татарской
литературе/Урта гасыр татар әдәбиятында мәхәббәт
сюжетлары.Творчество Саифа Сараи.Сәиф Сараи иҗаты.
Женские образы в татарской литературе/Татар әдәбиятында
хатын-кыз образы.Творчества Г.Тукая.
Стихотворение.Г.Тукай иҗаты.Шигырь.
Ф.Амирхан .Повесть «Хаят »Ф.Әмирхан “Хәят”повесте.
Ф.Амирхан. Отрывок» Хаят ,я вас
люблю»Ф.Әмирхан.”Хәят,мин сезне яратам”.Өзек.
Ф.Амирхан .Повесть «Хаят»Сравнительные
характеристики.Ф.Әмирхан.”Хәят”.Повесте.Чагыштырма
характеристика.
А.Гилязов.Повесть»В пятницу вечером…»А.Гыйләҗев
“Җомга көн кич белән”.
А.Гилязов.Повесть» В пятницу вечером…» (продолжение)
Идейно эмоциональное содержание повести. Повестьнең
эмоциональ эчтәлеге. А.Гыйләҗев “Җомга көн кич белән”
А.Гилязов.Повесть»В пятницу вечером…» (продолжение)
Сравнительная характеристика на образ Бибинура.
А.Гыйләҗев “Җомга көн кич белән”(дәвамы). Бибинур
образына чагыштырма характеритика.
Р.Мингалим.Рассказ «Золотая осень» Р.Мингалим «Алтын
көз”хикәясе.
Астетический идеал автора.Авторның идеалы.
Лирическое начало в татарской литературе.Татар
әдәбиятында лирик башлангыч.Ркаил Зайдулла
Р.Ахметзянов.Стихотворение»Душа поет».Р.Әхмәтҗанов
“Күңел җырлый”шигыре.
Ф.М.Шабаев «Монолог старого дуба»Ф.М.Шабаев “Иске
имән монологы”
Театр начинается с вешалки. Жизнь и творчество
Г.Камала. Комедия «Первый театр».Г.Камалның тормыш
юлы һәм иҗаты”.”Беренче театр”комедиясе.
Основные конфликты в комедии Г Камала «Первый
театр».Г.Камалның “Беренче театр”комедиясендә төп
конфликтлар.

2

3

4
5
6

7
8

9

10
12
13
14
15
16

17

18

19
20

21

Кол-во
часов
1
1

1

1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

Просветительские идеи ,комические средства в комедии
Г.Камала «Первый театр».ГКамалның “Беренче театр
“комедиясендә мәгърифәтчелек идеяләре.
Татарский государственный академический театр имени Г
.Камала.Г.Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры.

1

Образы «целителей» в татарской литературе!Жизнь и
творчество Г .Апсалямова .Роман .»Белые
цветы»Г.Әпсәләмовның тормыш юлы һәм иҗаты.”Ак
чәчәкләр”романы.
С профессией по жизни . Роман »Белые цветы». Гомер буе
һөнәр белән.”Ак чәчәкләр”романы

1

1

1

План/факт

22

23

24
25
26
27
28

29

30

31

32
33
34

Роман «Белые цветы» .Приемы раскрытия образов
врачей.”Ак чәчәкләр”романы.Табибларның образларын ачу
алымнары.
Учитель-звучит гордо! Укытучы һөнәре-горур
яңгырый.Творчество М .Магдеева .Роман
.»Фронтовики»Мәһдив иҗаты.”Фронтовиклар”романы.
Роман «Фронтовики»
(продолжение)”Фронтовиклар”романы(дәвамы)
Р.Гаташ .Стихотворение.”Учитель».Р.Гаташ «Укытучы»
шигыре
Творчество В Нуриева .Рассказ» Сочинение»В.Нуриев
иҗаты.”Инша”хикәясе
Изобилие профессий/Жизнь и творчество Г.Ахунова .Роман
.»Клад».Г.Ахунов тормыш юлы һәм иҗаты.”Хәзинә”романы.

1

Г.Ахунов .Роман «Клад» Реалистичное изображение темы
нефти и нефтяников. Г.Ахунов .”Хәзинә”романы.Нефть һәм
нефтьче темасының реалистик сүрәте.
Жизнь и творчество И.Юзеева.Поэма.»Знакомые
напевы»И.Юзеев тормыш юлы һәм иҗаты.”Таныш
моңнар”поэмасы.
И.Юзеев .Поэма. «Знакомые напевы» Образы молодого
поколения, совместимость выбора профессии с
идеалами.И.Юзеев”Таныш моңнар”поэмасы.Яшь буын
образлары һөнәр сайлау идеаллары белән ярашучанлык.
Жизнь и творчество Х.Камалова. Рассказ
«Летчик».Х.Камаловның тормыш юлы һәм
иҗаты.”Очучы”хикәясе
Жизнь и творчество Г. Ахунова .Роман» Клад».Г.Ахунов
тормыш юлы һәм иҗаты.”Хәзинә” романы.
Биография С .Гараевой .Изучение её стихотворения
«Сварщик»
Повторение и обобщение изученного в 9 классе.9 нчы
сыйныфта үткәннәрне гомумиләштереп кабатлау.

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».